Вопрос легализации онлайн-торговли ювелирными изделиями начал обсуждаться еще в 2017 году. На разработку поправок к законодательству у Минэкономразвития ушло два года. В Указе от 1992 года ювелирные изделия были отнесены к товарам, свободная реализация которых запрещена на территории России. С 2007 года товары из этого списка нельзя продавать в интернет-магазинах. После подписания указа в «Правила продажи товаров дистанционным способом» добавляется новый пункт. Он разрешает продажу украшений из драгоценных металлов и камней по интернету, если продавец выполняет требования, установленные законодательством. Онлайн-торговля ювелирными изделиями разрешена при выполнении двух условий:
Эти же требования распространяются на ювелирные магазины и салоны. Минэкономразвития выдвигает одинаковые требования к продавцам ювелирных изделий, вне зависимости от способа реализации товара.
В 2019 году Центр исследований и экспертиз Финансового университета при Правительстве Российской Федерации провел исследование динамики рынка ювелирных изделий. Мы изучили динамику объема продаж украшений из золота или серебра по годам. В исследовании они не учитывали количество и размер вставок из драгоценных камней на украшениях.
Пик продаж ювелирных украшений в XXI веке пришелся на 2006–2007 гг. В эти годы в среднем было продано 92 млн изделий из золота и 67 млн украшений из серебра. В 2018 году продано 32,1 млн золотых украшений и 34,2 млн серебряных. Продажи золотых украшений за 10 лет снизились на 33%. Популярность украшений из серебра осталась почти на прежнем уровне. Объемы продаж ювелирных изделий напрямую коррелируют с курсом рубля. Резкий спад объема продаж наблюдается дважды:
Несмотря на падение объема продаж, ювелирные изделия входят в список желанных товаров для россиян (по результатам социальных опросов Финансового университета). Указанное коррелирует с исследованиями Левада-центра, которые показывают, что на развитие рынка ювелирных изделий влияют доходы россиян. Объем затрат на покупку драгоценностей напрямую зависит от бюджета семьи.
По данным Росстата, за прошедшие 5 лет средний доход россиянина уменьшился на 8,3%. В 2018 году резко выросла популярность кредитования. Количество выданных кредитов на разные группы товаров увеличилось на 40–50%. Также в 2018 году средний вес золотого украшения без вставок уменьшился до 1,8 грамм. Это минимальный показатель за 10 лет.
По нашему мнению, рынок ювелирных изделий в России находится в стагнации. У россиян есть желание приобретать драгоценности, но нет финансов. При увеличении доходов населения спрос на ювелирные украшения мог бы резко увеличиться, но для этого пока нет экономических предпосылок.
Для стимулирования спроса производители украшений вынуждены снижать цену товаров. Чтобы достичь цели, они уменьшают массу изделий, количество и размер вставок. Легализация продажи драгоценностей в интернете поможет снизить цену за счет уменьшения количества издержек. Для онлайн-торговли нужно меньше площадей и меньше персонала. Уменьшение затрат на ведение бизнеса поможет снизить цену товаров, что привлечет внимание покупателей.
Легализация онлайн-торговли ювелирными изделиями произошла в конце 2019 года. Поэтому мы не можем предоставить аналитический прогноз на основе данных, полученных за прошлые годы. Для составления прогноза обратимся к близкому направлению бизнеса: электронной торговле бижутерией. В 2018 году объем продаж украшений через интернет вырос на 60% по сравнению с 2017 годом: было продано бижутерии на 12 млрд руб. В число лидеров рынка вошли следующие компании:
Примерно 70% посетителей маркетплейсов приобретает украшения не как отдельный товар, а в одном заказе с комплектом одежды. По заявлению пресс-службы интернет-магазина Ozon, объем продаж украшений в 2019 году увеличивался примерно на 40% каждый месяц. Пик роста продаж наблюдался в июле: цифры увеличились на 70% по сравнению с предыдущим месяцем.
Это данные говорят о том, что россияне готовы покупать украшения через интернет. Выбор товара без примерки не доставляет людям проблем. По мнению Алексея Мостовщикова, члена экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Финансового университета при Правительстве РФ, в ближайшие 2 года произойдет раздел рынка электронной торговли украшениями. Большая доля рынка будет принадлежать крупным и средним игрокам, которые могут снижать цены за счет увеличения объемов продаж. Малым предприятиям будет непросто развиваться даже после выхода в интернет.
По мнению Центра исследований и экспертиз Финансового университета, легализация электронной торговли не улучшит ситуацию на рынке. Мы считаем, что в 2020 году рынок ювелирных изделий продолжит стагнировать. Можно посоветовать бизнесменам развивать направление импорта, чтобы стабилизировать прибыль и уменьшить зависимость объема продаж от курса рубля.
Предлагайте клиентам бонусы и небольшие подарки к покупке. Некоторым людям психологически тяжело расставаться с крупными суммами денег. Вручение подарка сгладит это чувство и оставит приятные впечатления о вашей компании. В качестве подарков можно использовать коробочки и футляры под украшения, недорогую бижутерию, средства по уходу за камнями и металлами. Оптимальная себестоимость подарка: 10–20% от цены покупки.
Следите за динамикой продаж. Определяйте самые популярные товары и неходовые украшения. Выделите товары-локомотивы при оформлении каталога интернет-магазина. Используйте скидки и распродажи для реализации неходовых предметов. Но ваша реклама не должна быть слишком навязчивой, чтобы не оттолкнуть потенциальных клиентов.
Установите минимальные цены на простые украшения без дополнительного декора. По простым изделиям клиенты определяют цену 1 грамма золота, серебра или платины в интернет-магазине. Видя низкие цены в каталоге, покупатели на подсознательном уровне считают, что прочие товары продаются с минимальной наценкой.
Обязательно используйте инструменты аналитики. Вы узнаете, сколько посетителей каждый день заходит на ваш сайт, по каким каналам они приходят. Используя эти данные, вы сможете вложить деньги в самые рентабельные виды рекламы. Зарегистрируйте профили в популярных соцсетях для повышения охвата целевой аудитории
Снятие запрета на электронную торговлю ювелирными изделиями приведет к бурному развитию этого направления бизнеса. По оценкам различных агентств, объем рынка увеличится на 20–25% к 2025 году. У каждого бизнесмена появилась возможность привлечь новую аудиторию, которая совершает покупки в интернете. Используйте наши советы для продвижения ювелирного салона, чтобы увеличить прибыль в наступающем году!