Чем отличается искусственный алмаз от природного? Тем, что он выращен в лабораторных условиях, но по своим характеристикам ничем не уступает аналогам, добытым из недр земли. Более того, даже в чем-то превосходит собрата. Так же красив, тверд. А по стоимости искусственный алмаз на порядок дешевле, нежели природный.
Однако ведущие торговые дома, специализирующиеся на этом товаре, не спешат выкладывать их на полки магазинов по одной простой причине. Большинству из них пока невдомек, что искусственный алмаз можно продавать как отдельный товар. Да и покупатель пока психологически к этому не готов.
Однако уже есть дельцы, способные маленькие драгоценные камни, выращенные в лабораторных условиях, впаривать кому угодно (в том числе именитым торговым домам!) как природные и по высокой цене.
Поэтому сегодня у производителей алмазов, помимо других задач, остро встает вопрос о создании нового рынка сбыта и именно синтетического камня. В этих условиях природный алмаз, цены на который значительно выше, может и вовсе потерять покупателя.
Многие специалисты мирового рынка алмазов уверены, что огромная разница в цене на один и другой продукт состоит только лишь в так называемой эмоциональной составляющей. Другими словами, привычным покупателям природного алмаза крайне нелегко признаваться в собственных комплексах относительно низкой цены конкурирующего бриллианта из лаборатории. Поэтому покупают дорогой и природный скорее по привычке.
Алмазы, бриллианты всегда ассоциировались с роскошью, богатством, деловой жизнью, в которой все прагматично и дорого. И маркетологи знаменитой алмазодобывающей компании De Beers вкладывают огромные средства для продвижения своего бренда, например в киноленту о Джеймсе Бонде. У него ведь всегда все хорошо. Чуть ли не эталон сверхчеловека со сверхвозможностями. А все потому, что седьмой фильм о Бонде ассоциируется с лозунгом De Beers «Бриллианты навсегда». Не стоит объяснять, что за картиной стоит алмазодобывающая компания...
Но тут за искусственный алмаз вступается Леонардо Ди Каприо. Мало того, что он знаменит, чертовски популярен, поэтому и востребован. Ди Каприо - один из основных акционеров Diamond Foundry - компании, специализирующейся на выпуске искусственных алмазов. Он играет главную роль в фильме «Кровавый алмаз», в котором повествуется об интригах и заговорах работодателей, тяжелой, нищенской жизни рабочих, детском труде в африканских шахтах и высокой смертности.
Это начало одного из противостояний современности - природного и искусственного алмаза. Как видим, за драгоценные камни начинают бороться мировые имена и бренды. Ведь De Beers сначала свысока и надменно заявляла о том, что лабораторный бриллиант не имеет ничего ценного, а в прошлом году на фоне общего спада добычи природных алмазов вдруг заговорила о запуске для миллениалов нового бренда - искусственного бриллианта.
- Если честно, то многие представители зарубежных компаний - от Кореи до США - по производству искусственного алмаза или других направлений - наши бывшие соотечественники, - говорит Андрей Синогейкин, глава Wonder Technologies. - Ребята просто уезжают зарабатывать. Мы проморгали их в свое время, а иностранцы приезжали к нам и увозили «мозги».
Тем не менее, по словам Синогейкина, в России есть научная и производственная база для выпуска искусственных алмазов.
- Мы начали работать, и у нас есть продукт - искусственный алмаз, - Синогейкин раскрывает сложенный бумажный лист, в котором настоящие бриллианты. - Он ничем не уступает зарубежным аналогам.
По его мнению, в дальнейшем разработке и выпуску алмазов необходимы инвестиции, которые не являются долгоиграющими, но быстро дают возврат средств.
- В России вот такая практика: наука и внедрение ее достижений в производство имеют такое свойство, как фрагментарность, - продолжает он, - а нужна система с участием государства и бизнеса. Тогда мы можем заявить о том, что Россия является лидером по производству искусственных алмазов, которые на мировом рынке постепенно, но уверенно вытесняют природные, потому что синтетический алмаз стоит намного дешевле. Он просто практичнее.
Подчеркнем, что алмазы и бриллианты - это не только украшения. Их широко используют в ракетостроении, космической и ювелирной промышленности. Поэтому вложения в эту сферу - это не колье и сережки, а, скорее всего, государственный сектор экономики.