Клад Приама, тиара Сайтаферна и другие фейки в археологии – Ломбарды.рф

Клад Приама, тиара Сайтаферна и другие фейки в археологии

11.05.2018

"Факт или фейк?" — такое очень актуальное название можно было бы дать выставке, на которой представлены экспонаты из Древнего Египта, Древнего Рима, других давно исчезнувших государств, артефакты Средневековья и каменного века, которым даже не сотни, а тысячи лет. С одним маленьким, но важным дополнением: все эти двести экспонатов — подделки, пишет DW.

Или, по крайней мере, результат добросовестных заблуждений. "Ошибки и фальсификации в археологии", — так называется выставка, открывшаяся в Музее археологии немецкого города Хéрне.

Клад Приама

Одним из самых ярких примеров "добросовестных" ошибок является клад Приама, найденный знаменитым археологом-любителем Генрихом Шлиманом (Heinrich Schliemann) во время раскопок древней Трои. Шлиман, начинавший мальчиком на побегушках в магазине и сколотивший миллионное состояние (кстати говоря, во многом благодаря торговле с Россией), мечтал найти легендарную Трою.

Он выучил древнегреческий язык, чтобы читать Гомера в подлиннике, и буквально следовал описаниям "Илиады" в поисках исчезнувшего города-государства. Над ним посмеивались, но Шлиман действительно отыскал Трою.

В мае 1873 года он сделал в ходе раскопок сенсационную находку: множество драгоценностей, серьги, ожерелья, золотые диадемы, браслеты, — всего около 10 тысяч предметов. Генрих Шлиман был абсолютно уверен в том, что этот клад принадлежал троянскому царю Приаму и, как описано в "Илиаде" Гомера, был спрятан во время осады Трои.

Он ошибался. К Приаму этот клад никакого отношения не имеет. Как установили ученые, найденные во время раскопок драгоценности датируются 2400-2300 годами до н. э., то есть были изготовлены за тысячу лет до царя Приама — если таковой, конечно, вообще существовал.

Корона из ведра

Бесценная находка Шлимана все равно вошла в историю, пусть и с некоторой корректурой. А вот нотариус Филипп Хоубен (Phillipp Houben), для которого археология тоже была любимым хобби и находка которого украсила плакат выставки, сегодня может вызвать разве что насмешку.

В 1838 году Хоубен нашел во время раскопок в Ксантене захоронение эпохи раннего Средневековья, а в нем, среди прочего, — череп, круглую зубчатую ленту из меди и рядом — изогнутую медную дужку. Хоубен сделал реконструкцию погребального инвентаря и объявил, что нашел могилу убитого в бою князя и его корону.

Но уже довольно скоро — благодаря находкам в других захоронениях — выяснилось, что на самом деле нотариус-археолог нашел металлические части обыкновенного ведра, хотя и действительно средневекового. Дерево истлело в земле, а металлическая обшивка с ручкой сохранились.

Посмеяться можно было бы и над курьезным "открытием", которое сделал известный естествоиспытатель и бургомистр Отто фон Герике (Otto von Guericke), систематизируя ископаемые останки, найденные в 1663 году в Гарце, в известняковой пещере недалеко от Кведлинбурга.

Он собрал из костей скелет единорога — животного, которое упоминается в мифологии разных народов. Правда, значительная часть позвоночника отсутствовала, но очень хорошо сохранились череп и рог — прямой, конусообразный, около метра длиной.

Тот "ископаемый" единорог был совершенно не похож на стройную, красивую лошадку с маленьким рогом во лбу, которая стала одним из популярнейших персонажей современной поп-культуры, героиней мультфильмов, растиражированной производителями мягких игрушек, книжек-раскрасок и так далее.

Как бы там ни было, но Герике оказался неважным палеонтологом. Как выяснилось гораздо позже, кости, которые он собрал в скелет единорога, были костями разных животных: мамонтов, древних медведей, оленей… А рог был, скорее всего, частью бивня мамонта.

В общем, единорог так и остался мифическим персонажем. Впрочем, на популярность его это никак не повлияло.

Золотая тиара Сайтаферна

"От ошибок не застрахованы и великие люди", — подчеркивает директор Музея археологии Йозеф Мюленброк (Josef Mühlenbrock). Но центральное место в его экспозиции занимают не артефакты, свидетельствующие об ошибках и заблуждениях, а фальшивки, изготовленные с одной целью — обмануть экспертов и хорошо заработать на обмане. И надо сказать, что это нередко удавалось.

На выставке можно увидеть статуи и амулеты, якобы найденные в гробницах египетских пирамид, а на самом деле изготовленные после Первой мировой войны в Берлине и Гамбурге армянским эмигрантом Оксаном Асланяном; древнеримский барельеф с изображением бога Меркурия, на плече которого уже после его приобретения известным музеем заметили голубку, которая была символом Венеры, а не Меркурия; пресловутые "дневники Гитлера", на которые, несмотря на их весьма грубую фальсификацию, потратил миллионы журнал Stern…

Но главным или, точнее сказать, самым скандальным экспонатом выставки "Ошибки и фальсификации в археологии" является, без сомнения, тиара Сайтаферна. Эту золотую тиару, якобы принадлежавшую скифскому царю Сайтаферну, который жил около трех тысяч лет назад, приобрел в 1896 году Лувр за огромную по тем временам сумму — 200 тысяч франков. Драгоценный головной убор с изображением сцен из древнегреческой мифологии был якобы подарен "царю великому и непобедимому" жителями города Ольвии на Черном море.

Правдой здесь было только Черное море. На самом деле тиару изготовил в Одессе ювелир Израиль Рухомовский. Судя по всему, он даже не знал, что заказчики собираются продать подделку, выдав ее за древний оригинал. Рухомовский получил от заказчиков лишь ничтожную часть тех денег, что им заплатил Лувр. Ювелир и разоблачил подделку, приехав в Париж и показав специально созданной комиссии экспертов свои эскизы тиары.

Скандал разразился невероятный. Но мастерство Рухомовского оценили, и позже его даже взяли на работу в Лувр реставратором. Кстати говоря, тиара Сайтаферна, когда не отправляется на выставочные "гастроли", как сейчас в Германию, до сих пор хранится в Лувре — только в разделе декоративного искусства.

Источник:baltnews.lv

Читайте также
Новости
02.05.2018
Раньше были - курица и яйцо
В далеком 1885 году, великий князь Владимир Александрович сделал заказ у мастера ювелирного искусства – Карла Фаберже. Он заказал у него пасхальное яйцо, которое было сделано из чистого золота.
Новости
02.05.2018
Родохрозиты в новой коллекции Лидии Куртель
Французский дизайнер Лидия Куртейль создает уникальные ювелирные изделия, которые символизируют мифы и легенды Инков. Новая коллекция этого дизайнера "Rosa del Inca" была представлена в Париже. Лидия очень любит мифологию, поэтому она хотела создать уникальные ювелирные творения, которые раскроют все ее фантазии и задумки.
Часовые новости
02.05.2018
Самые необычные украшения, которые носили русские женщины
Внешний вид и форма украшений передаётся от одного поколения к другому, бережно сохраняя в себе определённую символику. Один дизайн обозначал оберегающие функции, другой символизировал плодородие, третий становился катализатором связи с природными силами. Из ярких примеров прошлого — семилопастные кольца вятичей, символизирующие плодородие матушки земли, которые обнаружены раскопками со времён VIII века. Такое украшение носили сразу по несколько пар. Кольца вдевали в мочки ушей, втыкали в волосы, крепили на головные уборы с помощью лент или тонких ремней. Чем больше присутствовало колец в женском убранстве, тем богаче был её род.
Новости
02.05.2018
Синий – ЦВЕТ УДАЧИ!
Нас окружает удивительный мир ярких красок, но одним из самых роскошных и изысканных можно является синий цвет. Этот цвет символизирует постоянство, доброту и честность. В этом цвете заключен весь небосвод, который захватывает дух своей красотой и величием. Новая коллекция ювелирных украшений посвящена синему цвету, она подарит вам уверенности в себе, наделит вас целеустремленностью и уравновешенностью.
Новости
02.05.2018
Сокровища Hemmerle. К 125-летию бренда
Компания Hemmerle была основана в 1904 году в Мюнхене. Уже в то время она создавала уникальные работы, которые отличались высокой точностью ювелирного мастера и уникальным неповторимым дизайном. Коллекция «Спрятанные сокровища» появилась из старой коробки, которую Ясмин и Кристиан Хаммерле нашли в подвале своей мастерской. В коробке были старинные предметы четвертого поколения это семьи – там лежали медали, церемониальные знаки и ордена. Именно эта находка и вдохновила ювелиров на создание своих коллекций.
Новости
02.05.2018
Элегантность на все времена
Бренд GEVORKYAN представил новые ювелирные украшения, которые созданы для утонченных и изысканных леди. Каждая женщина хочет выглядеть великолепно и быть блистательной на любом мероприятии, поэтому дизайнеры компании разработали новые удивительные подвески с бриллиантами.
Новости
02.05.2018
Ювелирный алфавит.С Стрекоза
Уникальная ювелирная коллекция «Стрекоза» была представлена  Петербургской компанией "Самородок". Почти во всех культурах мира стрекоза символизирует изменение. Возможно, это самореализация, поиск себя, становление зрелой личностью или понимание смысла жизни.
Новости
02.05.2018
Ювелирный алфавит.Т Традиция
Петербургская компания "Самородок" представила очередную потрясающую коллекцию под названием "Традиция". Эта коллекция основана на старинных русских сказках и фольклоре, где у царя Солнца была власть над двенадцатью месяцами или двенадцатью знаками Зодиака.