Рынок произведений искусства — нестандартный сектор капиталовложений. Ценообразование на этом рынке является загадкой для экономистов, пишет в аналитическом материале на сайте проекта ModernArtConsulting искусствовед и коллекционер Юрий Петухов. «Здесь теряют силу элементарные законы спроса и предложения. Картина в галерее может сколь угодно долго не находить своего покупателя, но ее цена не падает», — отмечает он.
При этом арт-рынок спадам подвержен, как и любой другой. По данным аналитиков ARTinvestment.Ru, аукционный рынок русского искусства обвалился в 2015 году до $4,6 млн по сравнению с докризисным 2013-м, когда объемы внутренних продаж достигали $21 млн. В 2016 году продажи на локальных аукционах выросли — общий объем составил $7 млн. Речь идет об изобразительном искусстве (картинах, графике и скульптуре, без декоративного искусства). Объем всего отечественного рынка, включая продажи галерей и частных дилеров, оценивается в $25 млн.
Объем продаж на мировом аукционном рынке (включая Китай) в 2016 году снижался и составил $12,45 млрд, что на 23% меньше, чем в 2015-м.
Время покупать
Однако экономические кризисы делают инвестирование в произведения искусства одним из наиболее интересных вариантов вложения средств, считают авторы маркетингового исследования антикварного рынка компании «АнтикМолл» (2017 год), поскольку в такие периоды цены на произведения искусства снижаются.
Девальвация привлекла на аукционы людей, которые раньше не могли подступиться к произведениям искусства, говорится в аналитическом отчете ARTinvestment.Ru. «Появились новые коллекционеры, а также покупатели из регионов и из-за рубежа. База клиентов постепенно расширяется, и это является фактором долгосрочной надежности бизнеса», — отмечает аналитик Владимир Богданов.
С середины 2016 года активизировались арт-дилеры — в агрессивную борьбу они не ввязываются, покупают только по очень хорошим ценам и не под конкретного заказчика, а впрок. Такие действия аналитики ARTinvestment.Ru расценивают как знак, что дальнейшего существенного падения цен не предвидится. Пришло время покупать.
Ликвидность стала вторым по значимости фактором при принятии решения о покупке, отмечает Владимир Богданов: раньше мало кто задумывался о быстрой перепродаже хотя бы по меньшей цене, теперь многие покупатели анализируют эту возможность.
Прогнозы по рынку умеренно оптимистические, говорит учредитель Института арт-бизнеса и антиквариата, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров СНГ и России Ирина Колосова. «Аукционные продажи выросли на 14% за первое полугодие 2017 года, что соответствует европейскому тренду», — ссылается эксперт на данные как ARTinvestment.Ru, так и аналитического ресурса InArt (мониторит продажи произведений русских современных художников от послевоенного искусства до наших дней в России и за рубежом с аукционов и в галереях).
Настоящие инвестиции, считает Колосова, начинаются от $5 млн, и на российском арт-рынке инвесторов нет — есть коллекционеры. Покупка же недооцененных работ в перспективе позволяет разве что уберечь деньги от инфляции.
Вечные ценности
Краткосрочных инвестиций в искусство не бывает, отмечает галерист и основатель аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко. Однако профессиональные вложения в живопись с горизонтом не менее пяти лет вполне могут принести эффект.
Согласно ценовому индексу мирового искусства ARTIMX-World (данные ресурса ARTinvestment.Ru), каждые вложенные в 2000 году в произведения мирового искусства условные $100 (соответствуют 100 пунктам индекса) на протяжении всего этого времени росли с небольшими провалами: в 2014 году они условно превратились в $186, а в 2017-м снизились до $146. Пик индекса цен на русское искусство пришелся на 2007 год, когда показатель вырос в два раза и достиг 209 пунктов (условно $209). В 2016-м индекс составил 149 пунктов.
Мировой арт-рынок, по данным Владимира Овчаренко, оценивается в $45 млрд. При этом около 25% рынка — современное искусство, к которому относят произведения не старше 50 лет. Все остальное — антиквариат, более 50% которого занимает живопись.
Продажа шедевров известных мастеров — редкость. Большинство таких работ давно находится либо в музеях, либо в частных коллекциях. В прошлом году картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», принадлежавшая бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, ушла с аукциона Christie’s в Нью-Йорке за рекордные $450,3 млн; картина долгое время считалась утраченной и появилась на рынке с неустановленным авторством.
По словам Ирины Колосовой, сегодня востребованы работы диссидентов-шестидесятников и семидесятников, а также качественные образцы официального советского искусства. Интерес к работам этого периода, по ее словам, подогрела серия выставок на крупных мировых площадках. Нью-йоркский Museum of Modern Art в 2016–2017 годах провел большую выставку русского авангарда. А британская Королевская академия искусства (The Royal Academy of Art) в 2017 году посвятила авангарду и соцреализму выставку Revolution: Russian Art 1917–1932.
На «русских торгах» Sotheby’s в Лондоне в 2016 году русский авангард среднего качества «размели» по ценам несколько выше рациональных ожиданий, пишут аналитики ARTinvestment.Ru. Заметно выше рыночных покупатели оценили и работы шестидесятников из коллекции супругов Бар-Гера.
По данным InArt, общий объем рынка современных российских художников за период с июня 2016 года по май 2017-го составил €20,3 млн. По итогам 2015 и 2016 годов топ-15 признанных художников по объему продаж возглавил Георгий Гурьянов (€821 тыс.; данные рейтинга InArt). Самым дорогим художником по итогам продаж ярмарки современного искусства Cosmoscow-2017 Forbes назвал Валерия Кошлякова (€147 тыс.).
Один из плюсов современных работ в том, что их легко атрибутировать, а подделки легко выявить.
Творческий порыв
Капиталовложения на арт-рынке требуют хотя бы первичных знаний о мире искусства. Можно, впрочем, прибегнуть и к помощи профессионалов. Но вкладывать, разбираясь в предмете, намного интереснее, говорит Владимир Овчаренко.
Один из форматов аукциона Vladey предназначен для начинающих коллекционеров. Стартовая цена любого лота на таких торгах начинается от €100. Покупка на сумму до €10 тыс. — легко преодолимый психологический барьер. Отметку €30 тыс. переступить значительно сложнее, говорит Владимир Овчаренко, но примерно с этого рубежа коллекционер начинает получать настоящее эстетическое удовольствие от приобретений, и стоимость уходит на задний план. Покупка еще более дорогих произведений искусства — уже настоящий коллекционный азарт, и инвестиции превращаются в дорогое хобби.
Инвесторы консультируются с двумя-тремя независимыми экспертами, оценить антикварную вещь под силу только специалисту, отмечает соучредитель и директор антикварного салона «Витт и Леонтьев» Алексей Витт. На арт-рынке, по его словам, важно уметь ориентироваться в тенденциях и ждать.
Наряду с галереями, аукционными домами, антикварными магазинами предметами искусства занимаются и ломбарды. Правда, сегмент этот очень небольшой — по данным Национальной ассоциации ломбардов, доля антиквариата составляет порядка 3%.
По словам генерального директора «ГК Арт консалтинг» Дениса Лукашина, арт-рынок в России в целом не сформирован: мало аукционов, галерей, серьезных коллекционеров, которые и «раскручивают» рынок и отдельных авторов. Вряд ли в обозримом будущем можно ожидать и существенного увеличения числа ломбардов, специализирующихся на художественных залогах.
Автор: Ольга Цыбульская.
Источник: http://www.rbcplus.ru/news/5a7aa7c97a8aa92c79864103
Смотрите также: ломбарды отзывы клиентов