10 ноября 1941 года в Чистополь причалила первая баржа с оборудованием московского часового завода. С началом войны эвакуировать предприятие в город на Каме решено было постановлением Совнаркома. Станки и специалисты прибывали вплоть до февраля. С началом зимы речной транспорт сменил гужевой.
Под нужды завода переоборудовали различные учреждения. Так, здесь на улице Бебеля в 1-й городской гимназии расположился механический цех.
Рабочих тогда не хватало. Вместе с москвичами монтировали оборудование и учились новым профессиям чистопольцы. За дело взялись даже подростки.
«Оптико-механический завод»
Пока в Чистополе часовой завод только обустраивался, из Казани на фронт отправили уже первую партию биноклей. Ещё до войны в Дербышках был основан оптико-механический завод.
Предприятие задумывали как дублёр Ленинградского завода. Он же и эвакуировался в нашу республику. Прицелы, фотообъективы, бинокли, и другая оптика десятками тысяч ежемесячно отправлялась на фронт.
- Благодаря чему? Был у нас главный технолог, он предложил делать бинокли из цинкового сплава - литьем. Организовали первый в стране конвейер по производству биноклей. Так в месяц делали 25 тысяч биноклей, а всего за годы войны выпусти 700 тысяч биноклей, - рассказал создатель музея, ветеран «Казанского оптико-механического завода» Светлана Панина.
В Чистополе на полную мощность часовой завод вышел к лету 42 года. На фронт отправились запалы для гранат, часовые механизмы, появились и первые в стране мужские наручные часы «Кировские». Позже все чистопольские часы получили марку «Восток».
«Восток» - дело тонкое, говорят заводчане. Приходится как легендарный Левша трудиться над самыми мелкими деталями.
- Сразу качественно не получается, нам приходилось много учиться, пересматривать. У меня, чтобы сделать всё, как надо ушло три месяца, - говорит мастер Чистопольского часового завода «Восток» Татьяна Сударкина.
Без отменного зрения и знания - не увидеть и отличного качества оптики, отмечают уже на КОМЗе. Так в купе с оригинальными роторными станками создали знаменитый бренд - «Дневной бинокль» и его различные модификации.
- У нас размеры микронные. Я когда пришла технологом, казалось бы, всё отлажено уже было, но всё равно брак то тут то там находишь - ищешь в одном, а оказывается совершенно в другом, - поделилась деталями работы технолог Чистопольского часового завода «Восток» Гульсина Вахитова.
Бинокли же перестали быть подарком только для военных.
- Для рыбалки берут, для охоты берут. Патриоты берут, иностранцы. Вот летом были китайцы всё расхватили, - продавец магазина оптики Гульнур Бариева.
«Командирские» часы»
- Мало какой мировой производитель может позволить сделать гражданское устройство, которое будет работать и от минус 50 градусов и до плюс 50. И он крайне не прихотлив, им как мы говорим можно гвозди забивать, - главный оптик «Казанского оптико-механического завода» Леонид Бардюжа.
На основе традиций прочности и точности в Чистополе тоже появились свои узнаваемые бренды - противоударные «Командирские» часы» и в добавок ещё и водонепроницаемые - часы «Амфибия». Их грузовиками давили, и на глубину опускали - а им всё ни по чём.
Заказы на часы и бинокли ТАССР стали поступать из десятков стран мира. Чтобы обзавестись ими, иностранцы прибегали к формуле «давай поменяемся». Так советские люди могли получить редкий дорогой импорт. Слава же чистопольских часов вышла и за пределы земного шара.
- В 1975 году космонавт Гречка совершил свой полет именно с часами часового завода. Потом он приехал на завод поблагодарил заводчан, оставил им свои часы и дарственную надпись, - заведующая музейно-выставочным комплексом Чистопольского государственного музея-заповедника Наталья Егорова.
Высокие достижения всё больше приводили к широкой популярности.
- У Советских людей часы были и детей и взрослых и по несколько видов часы очень берегли, а про женские часы ходила шутка - что все они работают неправильно. Этим объясняли, что девушки постоянно опаздывают на свидания, - сотрудник музея социалистического быта Александр Артемьев.
- Реалии сегодняшней моды - это уже атрибут, который не просто показывает время, но и подчёркивает внешний вид человека, - говорит директор Чистопольского часового завода «Восток» Иван Грачёв.
Часы тикают, время идёт, технологии совершенствуется, расширяется ассортимент, фокус - на запросы потребителей. Спецприборы всё больше перенимают роль сувениров. Главное же будет видеться и сквозь века - бренды Татарстана состоялись и популярность - их надежная оправа.
В московском Центральном Манеже 28 января открылась масштабная выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», которая, как ожидается, привлечет множество заинтересованных зрителей
С 14 по 18 февраля Мюнхен превратился в платформу для демонстрации последних ювелирных коллекций, купли-продажи драгоценных камней, обмена опытом на мастер-классах, а также местом, куда съехались байеры и пресса из 80 стран мира.
Часовые бренды Citizen и Bulova заявили об отказе в участии в выставке часов и ювелирных украшений Baselworld, указав в качестве причины своего решения Coronavirus
Обязательной маркировка драгоценных металлов и изделий из них должна была стать с 2019 года, но сроки несколько раз переносили из-за неготовности системы
Российский бренд украшений SEXY FISH JEWELRY — молодая и динамично развивающаяся компания Виктории Гилварг, — креативного директора марки, бизнесвумен и телеведущей, представляет новую коллекцию украшений Весна-Лето 2020.