Алексей Лазутин, председатель Совета «Национального объединения ломбардов», в приветственном слове участникам конгресса отметил отсутствие темы ломбардов даже на микрофинансовом форуме в Санкт-Петербурге – настолько это маленький и спокойный сектор, что о нем даже не говорят. Только прессуют в общем ключе. Поэтому по информации объединения, размер серого рынка уже сопоставим, примерно равен официальному – белому. В то же время Людмила Грибок, председатель правления «Региональной ассоциации ломбардов», отметила, что серому рынку тоже живется не так хорошо, и ей известны случаи обратного перехода на светлую сторону под давлением органов.
СВОДКИ С ПОЛЕЙ
Подробнее ситуацию с показателями деятельности осветил Илья Новиков, начальник Аналитического центра по ломбардам, отделение – Национальный банк Республики Татарстан Волго-Вятского ГУ Банка России, если коротко: количество компаний, офисов и клиентов стабильно уменьшается. Портфель, выручка, выданные займы немного в плюсе, но это неточно. Около 20 ломбардов Банк России относит к сетевым – они имеют офисы в 5 и более регионах и чувствуют себя немного лучше остального рынка. В целом ЦБ видит тренд на укрупнение рынка. Было бы странно иное после планомерного выбивания мелких игроков с 1-2 офисами, непомерными требованиями и штрафами. Конечно, остаются только компании покрупнее, и этот тренд будет расти. Особенно в свете предстоящего перехода на Единый план счетов, отчетность в формате XBRL, широко обсуждаемого роста штрафов для бизнеса, а также, внимание, введения обязательной маркировки ювелирных изделий.
МАРКИРОВКА
О ней как раз и рассказал участникам Вячеслав Косташ, руководитель проектов «Гознак». Правильно это называется «Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК)». У кого-то есть ЕГАИС, ЕГЭ, а у ломбардов теперь будет свой ГИИС. По словам спикера, полная отчетность о движении ювелирных изделий выгодна всем органам. Видимо, всем проверяющим органам. Система отслеживания нужна для принятия решений, поэтому даже ломбарды будут вынуждены завести личный кабинет и подавать информацию обо всех невыкупленных залогах – кому, когда и за сколько продали. Иначе система не понимает, откуда в России в обороте берется золото, а данная маркировка с отчетностью помогут ей учесть все отношения, проследить весь путь маленького, но гордого колечка. После этого органы могут уже абсолютно уверенно заявлять, что золото взялось неизвестно откуда, а не гадать, как сейчас.
Уже скоро все новые изделия начнут маркировать матричным кодом, а участники отношений по обороту ювелирки закупят считыватели кодов, видимо, за немалые деньги (по-другому у нас не бывает) и будут отчитываться о каждом проданном изделии клиента. К приятным новостям – до ломбардов эти учетные обязанности дойдут в последнюю очередь, но уже скоро. Об этом говорит хотя бы то, что спикер продемонстрировал интерфейс программы по «Регистрации контракта займа», где автор насчитал, внимание, 26 полей для заполнения! И фото матричного клейма на изделии – по размеру оно примерно в 2 раза меньше обычной пробы. Остается надеяться, что умная матрица, нанесенная за большие деньги на мягком металле, не сотрется, не забьется кожными чешуйками и не повредится прочими вредными факторами, чтобы быть прочитанной много лет спустя умным считывателем сельского ломбарда. Ну и вообще законопроект еще не принят, и если профассоциации возьмутся, то могут уменьшить болезненность новшества для ломбардов.
Очень кстати тут же выступил Андрей Жирных, генеральный директор «Лот-золото», предлагая ломбардам уменьшить проблемы с невыкупленными ювелирными залогами, пообещав прекрасные сервис, цены и отсутствие проблем с контролирующими органами.
Алексей Мальцев, основатель & CEO «СмартЛомбард», отметил, что их программное обеспечение сможет интегрироваться в платформу ГИИС для автоматизированной выгрузки информации о невыкупах и тем самым уменьшить трудоемкость этой нежданной «радости». Кстати, ПО для «комиссионок» у компании тоже есть, обращайтесь.
2020, ЗАЧЕМ ТЫ ТАК?
Продолжила рубрику «Новости регулятора» эксперт департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ. Долго говорили о сложном и непонятном, подвластном только cпециальным должностным лицам, которые, кстати говоря, должны были пройти обязательное ежегодное повышение квалификации, поэтому они о всех новациях уже знают. Остальным же достаточно того, что секретные данные о том, сколько же благодаря неусыпной деятельности ломбардов по ПОД/ФТ/ФРОМУ было выявлено граждан, причастных к терроризму, распространению оружия массового уничтожения и отмыванию доходов, эксперты не выдали.
Эксперт из Министерства финансов прошлась по основным изменениям, из нового: легализация дистанционной продажи ювелирных изделий, изменение сроков постановки на спецучет, приведение в соответствие Уголовного и Административного кодексов в части наказания за незаконную микрофинансовую деятельности. Ну и штрафы – они будут кратны предмету нарушения. Звучит хорошо, но уменьшать не собираются, только увеличивать. Поэтому к холодящим штрафам для ломбардов по КОАП от 500 тыс. рублей прибавятся новые прейскуранты от других ведомств. Участники подняли вопрос о требуемой высокой квалификации товароведов лицензируемых скупок, отметив, что это нереально, в России таких учат только в МГУ, на что спикер ответила, что этот критерий пока обсуждается.
2 АКТ
Дмитрий Плущевский, генеральный директор и сооснователь Goldmint, продолжает настаивать, что ломбард – это финтех, а они изобрели ломбардный бизнес заново, разработав робота – оценщика-хранителя ювелирки. Фронт-тестирование робота в «Мосгорломбарде» прошло успешно, версия 2.0 работает быстрее, лучше и надежнее, размещать ее можно, как и любой вендинг (но лучше все-таки в офисах). А вообще ребята не останавливаются и обещают новые версии каждый год – как айфоны. Возможно, версия 5.0 будет оснащена искусственным интеллектом, распознавателем биометрии и функцией приготовления кофе для постоянных клиентов (фантазия автора).
Станислав Боронин, генеральный директор Федеральной сети ломбардов «Фианит», не так оптимистичен и подробно рассмотрел варианты, как можно слиться из ломбардного бизнеса. Ну или просто слиться, в смысле в крупную сеть. Варианты «как?», собственно, одни и те же:
цессия – переуступка прав – пока лучший вариант, хоть и не без сложностей.
Вот вариант «почем?» уже сложнее. Оценка может учитывать портфель, количество клиентов, среднюю сумму займа, историю ломбарда, вопрос по арендуемой площади и сотрудникам – нюансов много, но коэффициент в любом случае небольшой: если вас и купят, то с коэффициентом 1,15–1,25 от портфеля. При средней рентабельности отрасли в 20% инвестиции вернутся через 5 лет. А продавец выигрывает прибыль только за 1 год. Вот такая цена выхода с рынка.
«Мосгорломбард» задумывается о фондировании – выпуске акций и облигаций, об этом рассказал Евгений Городилов, директор по инвестициям. Если все получится, это может стать новой вехой в старой истории ломбардов. И в то же время даст еще больше преимуществ крупным сетевым ломбардам над мелкими, семейными.
ПОГОВОРИЛИ…
Дискуссия лидеров крупных ломбардов, скорее, показала усталость и отсутствие энтузиазма при взгляде в будущее. Уже 5 лет обсуждают поправки в Закон «О ломбардах», многое потеряло актуальность, а воз и ныне там. Ставка ПСК меняется каждый квартал, что затрудняет финансовое планирование и мешает развитию. Ломбарды стараются наделить функциями правоохранительных органов, но это точно лишнее.
Никто больше не стремится развивать агентские продажи, не хочет перемен, ключевой ассортимент по-прежнему золото, а залог успеха – сервис. Масштабировать бизнес придется всем, кто хочет остаться в рынке, тяжело это только поначалу, при отлаженной схеме становится легче (правда, это касается только ломбардов, ассимилированных с ювелирной розницей).
Ну и в целом эксперты ожидают в ближайшей перспективе ужимание рынка до тысячи компаний. Безналичные расчеты, личные кабинеты, приложения, удаленные оплаты – от цифровизации ломбардам никуда не спрятаться, иначе проиграешь. Вот такие туманные перспективы у старейшего финансового рынка. Много, много интересных выступлений было на Конгрессе ломбардов, все не опишешь, а общение с коллегами из разных регионов – и вовсе бесценно. Ждем новых встреч.
Линии украшений-медальонов со срезами минералов Dior Rose des Vents уже четыре года. В прошлом году Виктуар де Кастеллан, креативный директор ювелирного направления модного Дома, вместо розы ветров поместила на медальоны старинные изображения луны и солнца и назвала эту вариацию Rose Céleste
16 декабря АО «Калининградский янтарный комбинат» впервые провело аукцион по продаже янтаря с инклюзами. Торги проходили в гостинице Radisson, на очную часть аукциона заявилось 12 участников. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, как российским предпринимателям наконец-то удалось победить китайских конкурентов в борьбе за полудрагоценный минерал.
16 декабря АО «Калининградский янтарный комбинат» впервые провело аукцион по продаже янтаря с инклюзами. Торги проходили в гостинице Radisson, на очную часть аукциона заявилось 12 участников. Афиша RUGRAD.EU рассказывает, как российским предпринимателям наконец-то удалось победить китайских конкурентов в борьбе за полудрагоценный минерал.
Наблюдательный совет «Алросы» утвердил стратегию развития ограночного комплекса на 2020-2022 годы и план мероприятий по интеграции в «Алросу» смоленского завода «Кристалл».
Карла Люни, бывший вице-президент по глобальному маркетингу и коммуникациям в принадлежащем LVMH бренде Bulgari, начнет работу в компании Pandora в качестве главного директора по маркетингу в марте 2020 года, сообщила компания.
АЛРОСА, Tencent и Everledger представляют новое решение в онлайн-торговле - мини-программу WeChat для китайского ритейла, которая позволяет покупать бриллианты с максимально прозрачной информацией об их происхождении и характеристиках на основе технологии блокчейн, сообщает 16 декабря пресс-служба алмазодобывающей компании.
Клиенты по-прежнему покупают натуральные бриллианты из-за их эмоциональной ценности, несмотря на то, что стоимость синтетических бриллиантов меньше на 30-40 процентов, говорит Полин Леньо (Pauline Laigneau), соучредитель французского ювелирного дома Gemmyo.
Производители не стоят на месте, создают все новые и современные модели, что увеличивает спрос на продукцию. Многие покупатели превращаются в настоящих поклонников этого бренда.