Самый громкий скандал с интеллектуальными правами в ювелирной отрасли в этом году был связан не с контрафактом, а с защитой бренда. В сентябре 2020 года после презентации бренда «Сбер» ювелирный интернет-магазин AllTime обвинил банк в плагиате и потребовал в суде 1 млрд рублей в качестве компенсации убытков. Товарный знак площадки в самом деле напоминает новую эмблему Сбербанка.
Менеджер по внешним коммуникациям AllTime Екатерина Третьякова уверена, что ущерб может быть колоссальным: «На фасадах магазинов AllTime висят логотипы, которые отличаются от товарного знака банка только цветом. Потребитель перестанет распознавать нас как магазин часов и украшений, мы рискуем утратить свою уникальность. Ресурсов “Сбера” хватит, чтобы закрепить в сознании потребителя связку банка и часов со стрелками на отметке 10:10».
Впрочем, уже в ноябре Арбитражный суд Москвы вернул компании ее иск. Причина в том, что истец не приложил к заявлению необходимых документов и не выплатил госпошлину.
Злоумышленники покушаются не только на средства индивидуализации, но и на сами изделия ювелиров. Незаконное копирование — давний бич этого рынка, причем плагиатом не брезгуют в том числе акулы индустрии. Они знают, что маленькому производителю довольно трудно за себя постоять. Ювелир и владелец именного бренда Борис Колесников рассказывает, что компания из пятерки лидеров рынка скопировала три его работы, но он даже не стал обращаться в суд.
А вот когда на интеллектуальную собственность Колесникова покусился менее именитый игрок, судебное разбирательство оказалось вполне эффективным инструментом. Компенсации удалось добиться через мировой суд, пусть и не сразу: «Мне пришлось потратить целый год, чтобы доказать, что дизайн моего изделия украла другая фирма. Я живу и работаю в Ярославле, а они базируются под Санкт-Петербургом. Оба слушания были в Питере. Выиграть этот процесс было принципиально важно для меня, потому что была скопирована одна из моих основных работ».
Борис Колесников считает, что дело удалось выиграть, потому что у судьи был большой опыт работы с делами о нарушениях в сфере интеллектуальной собственности.
Ювелирные изделия — яркий пример пересечения разных режимов охраны интеллектуальной собственности. Законодательство предоставляет здесь целый спектр возможностей и различных комбинаций: авторское право, патентное право и даже товарные знаки. Авторское право, как известно, действует по умолчанию с момента создания произведения — его нигде не нужно регистрировать. Тем не менее на случай возможного разбирательства в суде стоит заранее подумать о доказательствах, то есть зафиксировать авторство. Если речь идет о дизайне ювелирного украшения, изделие нужно сфотографировать. Чтобы зафиксировать время, в которое сделана фотография, и тем самым обезопасить себя от обвинений в фальсификации доказательств, изображение стоит разместить в специальном цифровом депозитарии, например в n’RIS. Технология блокчейн, положенная в основу этого сервиса, гарантирует сохранность и неизменность данных, и для любого суда такая запись в распределенном реестре будет служить убедительным доказательством вашего авторства.
Интересно, что в доцифровую эпоху способы доказательства авторства были совсем иными: ювелир мог отправить снимок по почте самому себе или поучаствовать в выставке с фотофиксацией экспонатов.
Впрочем, ссылки на авторское право работают не всегда. Например, ювелирная компания Namfleg подавала в суд на ювелирный магазин «Оникс-Холдинг», ООО «Кронос» и еще ряд компаний. Namfleg требовала пресечь нарушения авторского права на дизайн колец из коллекций «Цветы» и «Итальянские домики». Арбитражный суд Москвы требование удовлетворил, а вот апелляционная инстанция его решение отменила.
По мнению судей апелляционного суда, изображения зданий на кольцах не были так уж новы. Суд указал на то, что сходные строения можно найти на картинах Кандинского. Образы цветов же, по мнению суда, могли перекочевать в изделия оппонентов с полотен Климта. Отличия между рисунками на кольцах истца и ответчиков показались суду довольно существенными. В этом слабость авторского права — оно защищает только от копирования, оставляя злоумышленникам возможность довольно буквально «вдохновляться» вашим продуктом.
Надежнее охранять дизайн с помощью инструментов патентного права — в качестве промышленного образца, полагает генеральный директор Online Patent, преподаватель Digital IP Алина Акиншина: «Патент на промышленный образец позволяет защитить оригинальный внешний вид изделия. Нарушением патента на промышленный образец будет, в частности, производство изделия, создающего то же общее зрительное впечатление, что и защищенное патентом решение».
Эксперт подчеркивает, что регистрация промышленного образца расширяет предмет охраны, запрещая изготовление не только аналогичных, но и просто сходных продуктов.
Третий способ охраны ювелирного изделия может показаться необычным. Законодательство об интеллектуальной собственности позволяет зарегистрировать дизайнерское решение в качестве объемного товарного знака. В 1998 году Cartier зафиксировал таким способом права на внешний вид браслета Love с изображением винтов.
Свидетельство на товарный знак дает множество преимуществ, среди которых возможность пресекать появление сходных средств индивидуализации для похожих групп товаров. Если же вы добьетесь признания товарного знака общеизвестным, исключительное право на него будет действовать бессрочно.
Бороться с контрафактом и попытками «приобщиться» к бренду и его фирменному стилю приходится в том числе в цифровой среде. В этом случае помимо судебного разбирательства игроки рынка могут использовать встроенные инструменты решения споров. Зачастую для того, чтобы изгнать с площадки недобросовестного конкурента, правообладателю достаточно нажать кнопку «Пожаловаться».
Этот инструментарий доступен и на крупнейшем маркетплейсе AliExpress, который с недавнего времени торгует в России ювелирными украшениями через свою площадку Tmall. Первыми партнерами проекта стали ретейлеры Sunlight и Sokolov. «Мы взаимодействуем со всеми партнерами и оперативно обрабатываем претензии правообладателей. В спорных ситуациях мы как площадка можем блокировать или удалять ненадлежащих продавцов», — отметили в пресс-службе AliExpress.