Европа впервые узнала о работах туркменских ювелиров благодаря книге английского путешественника Борнса, совершившего поездку в страну в 1831-1832 гг. В книге он поместил иллюстрации, изображающие украшения марыйских девушек. Англичанин отмечал яркое своеобразие ювелирных изделий, их художественное и техническое отличие от европейских образцов. Борнс подчеркивал влияние быта и культуры народа, которое нашло отражение в туркменской «ювелирке».
С конца девятнадцатого века ювелирные изделия из Туркменистана стали постоянными экспонатами не только русских, но и международных выставок и ярмарок. Восторженные отзывы о них оставляли посетители экспозиций в Копенгагене в 1887 году, в Чикаго в 1893 году и в Париже в 1900-м.
Туркмены придавали ювелирным украшениям особое значение, ведь они подчеркивали возраст, семейное и имущественное положение человека. Кроме того, им приписывалась магическая сила – они использовались в качестве оберегов. Так носительницы украшений из серебра верили, что такие изделия помогают сохранять чистоту, а их звон оберегает человека от злых духов, а сердолик приносит счастье и здоровье. Поэтому серебро и сердолик были наиболее популярными материалами для изготовления туркменских украшений.
Как и в других видах народного декоративного искусства, в ювелирных украшениях встречались растительные и зооморфные мотивы: «гуш гози» – птичьи глаза, «алма чигит» – семечко яблока и т.п.
Большое количество детских украшений было связано с представлениями о чудодейственной силе амулетов, но чаще всего художественная сторона преобладала в них над магической ролью. Известный ученый XIX века Арминий Вамбери особо выделял украшение «ок яй» (стрела-лук), которое нашивалось на спинку детского халата у мальчиков. Украшения для детей тоже преимущественно изготавливались из серебра, иногда в них фигурировали бусы и бисер.
До конца XX века ювелирное искусство оставалось традиционно мужским ремеслом. Известно, что великий туркменский поэт Махтумкули был прекрасным ювелиром. Мастера-зергеры любили повторять шутку, что пока на свете существует хоть одна женщина, ни один ювелир не останется без работы.
Кроме женских, девичьих и детских украшений, мастера изготавливали и другие предметы с ювелирной отделкой: конскую сбрую, рукоятки ножей и сабель, ножны и многие другие изделия.
В наше время выросло новое поколение талантливых мастеров, продолжающих и развивающих богатые традиции туркменского ювелирного искусства.