Торговля на островках последовательно пережила все стадии кризиса. Сначала паника, потом взвешенный подход — и работают как обычно. Приспособились. Как ситуация повлияла на данный вид ретейла?
1. Многие ушли с рынка вообще. Во-первых, операторы островной торговли очень быстро принимают решение об открытии бизнеса и… о его закрытии. В пандемию уходили очень быстро. Или вообще не открывались после снятия ограничений. Почему это происходит? Основная причина, из моего опыта, — отсутствие знаний и стратегии по открытию бизнеса. Проекты открываются по принципу: «замутим» что-то, а там посмотрим. Или: «Ой, мой друг сказал, что на этом можно заработать». Так это не работает. И все прекрасно это понимают. А тут еще и пандемия.
Вторая причина — франшизы а-ля «МММ», которые применяют все возможные тактики, вплоть до НЛП. Недавний кейс из моей практики: ретейлер открылся в торговом центре на острове с косметикой с нулевым представлением о бизнесе в целом и о косметическом в частности. Терпит убытки. Спрашиваю: «Почему открылись?» Отвечает: «Нам франшизодатель сказал, что бизнес окупится через 3 месяца» (в реалии: через 2,5 года). Мой следующий вопрос: «А вы общались с человеком, у которого такой успешный бизнес?» — «Нет, он сказал, что открылся где-то в Оренбурге».
Третья причина — это чистое влияние пандемии. Имеется в виду уход с рынка операторов, которые связаны с торговыми и сервисными профилями, особенно пострадавшими во время пандемии: туроператоры, билетные кассы. Эти виды бизнеса не могут работать в полную силу, просто потому что нет объема для работы.
Четвертая причина — отсутствие господдержки во время пандемии и налоговых послаблений. В итоге многие владельцы островов развернулись от предпринимательства к наемному труду.
2. Все просили и просят скидки. И дело даже не в том, повлияла ли пандемия на бизнес. Просто очень многие, наслушавшись разговоров по телевизору и в социальных сетях, решили, что нужно просить скидки. Многим действительно очень трудно, но практически у половины продажи сейчас на уровне докризисных показателей. Арендодатели сейчас (не все) достаточно лояльно подходят к вопросам скидок, но для того, чтобы их просить, нужно обосновать ситуацию: каков уровень товарооборота, каковы затраты на маркетинг и продвижение, есть ли онлайн-продажи, как работает продавец. Еще один недавний кейс: арендатор не справляется с арендной нагрузкой, а по данным с камер видеонаблюдения торгового центра, продавец отсутствует на торговой точке до 12 раз в день. Какие тут продажи?
3. Изменились ли арендные ставки? В целом, конечно, снижение произошло, но незначительное — на 10-15%. И в торговых центрах Москвы и Подмосковья арендная ставка помещения/павильона до 50 м2 равна арендной ставке острова 10 м2. В среднем ставки на острова варьируются в зависимости от локации и торгового центра от 30 тыс. до 750 тыс. рублей за торговую площадь 10 м2.