Название «ар-деко» связано со знаменитой Международной выставкой декоративных искусств и художественной промышленности (Exposition Internationale des Arts Décoratifs Industriels et Modernes), которая прошла в Париже в 1925 году. Легендарная выставка, организованная французскими властями и объединившая в себе новый модернистский стиль с мастерством и лучшими материалами, занимала площадь в почти 60 акров в центре Парижа и считается местом рождения движения ар-деко. В ходе выставки стиль ар-деко, который в то время называли «модерн», привлек всеобщее внимание и стал источником вдохновения для создания целого ряда культовых ювелирных украшений.
Век спустя мы хотели бы отпраздновать столетие украшений в стиле ар-деко и вспомнить важнейшие вехи того периода, пропитанного модернизмом, экспериментаторским духом и яркими цветами.
Эстетика украшений ар-деко
Термин «ар-деко» относится к эстетике визуального и декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами. Ее отличают характерные элементы, среди которых чистые геометрические линии, необычные сочетания цветов и стилизованные декоративные элементы. В архитектуре примерами стиля ар-деко служат сужающиеся небоскребы – Крайслер-билдинг и Эмпайр-Стейт-билдинг, а в мире ювелирного искусства он проявился в геометричных формах и эффектных цветовых решениях.
Наряду с этими классическими изделиями в стиле ар-деко появлялись и более экзотические украшения, вдохновленные путешествиями дизайнеров в отдаленные уголки планеты. Они свободно заимствовали из других культур и, по словам Эмили Барбер, директора Bonhams Jewellery в Великобритании, совершили своего рода революцию в дизайне 20-го века: «Они соединили египетские, ассирийские, персидские, индийские, японские, греческие и китайские мотивы. На выходе получились потрясающие украшения, подкупающие своей обманчивой простотой, а на деле это были одни из самых сложных и безупречно выполненных ювелирных изделий 20-го века».
Первопроходцы ювелирного стиля ар-деко
На протяжении этой эпохи продолжалось соперничество двух знаменитых французских домов, чьи украшения ар-деко считались лучшими образцами этого стиля. Период между двух войн был золотым веком для Cartier, ведь именно тогда они выпустили свою легендарную коллекцию Tutti Frutti. Она была создана в 1920-х годах и вдохновлена индийскими приключениями Жака Картье, который вместе со своим братом Пьером помог Дому добиться ошеломительного успеха. Для коллекции они использовали гравированные сапфиры, рубины и изумруды из Индии. «В тот период Cartier удалось очень прочно закрепиться на мировой ювелирной сцене, – говорит Сара Данкан, глава ювелирного направления в Chiswick Auctions. Украшения от Cartier считаются одними из лучших творений в стиле ар-деко».
В 1920–30-е годы ювелирный дом Van Cleef & Arpels также завоевал репутацию одного из главных новаторов эпохи. Эмили Барбер из Bonhams считает, что трио браслетов, созданных в 1926 году – идеальный тому пример. Вместо бриллиантов – обязательного атрибута высокого ювелирного искусства того времени – они украсили изделия тремя видами полудрагоценных камней, что, конечно же, не осталось незамеченным. Между перидотами, цитринами и аметистами шестиугольной формы расположились небольшие камни в огранке «калибр» – новой технике, разработанной Van Cleef & Arpels для создания формы и текстуры отдельно взятого изделия. Даже металл, из которого выполнены украшения, можно считать инновационным. «Браслеты были сделаны не из платины, главного драгоценного металла того времени, а из золота с палладиевым покрытием, – говорит Барбер. – Оно было дешевле платины, а в сочетании с центральными полудрагоценными камнями свидетельствовало о том, что дизайн начинал цениться выше стоимости материалов».
Cartier и Van Cleef & Arpels были в числе главных участников Всемирной выставки 1925 года в Париже; от них не отставал и французский ювелирный дом Boucheron, чья любовь к абстракции в эпоху ар-деко оказалась очень востребована. Среди других производителей бижутерии и ювелирных изделий, чьи украшения в стиле ар-деко сохраняют популярности и по сей день, можно отметить Suzanne Belperron, Boivin, Jean Fouquet, Lacloche Frères, Gérard Sandoz, Raymond Templier, Paul Brandt, Dausausoy и Paul Flato.
Ювелирные инновации, порожденные эпохой ар-деко
Многие ювелирные тренды того времени родились из экспериментов. Одним из главных можно считать изобретение огранки «калибр» – камни ограняли и полировали вручную, чтобы добиться популярных в то время геометрических форм, выгодно подчеркивающих яркие цвета. Van Cleef & Arpels в совершенстве освоили эту технику, придумав знаменитую «секретную» закрепку (Mystery Setting), когда камни в огранке «калибр» располагались вплотную друг к другу, образуя похожее на мозаику сплошное покрытие, сквозь которое не просвечивал металл. Этот метод невидимой закрепки остается одним из главных достижений Van Cleef & Arpels, однако это очень сложный и долгий процесс, поэтому ювелирный дом ежегодно производит лишь очень ограниченное количество таких изделий.
В эпоху ар-деко инновации появились и в сфере огранки бриллиантов. Наряду с традиционными видами огранки появились более угловатые формы, из которых можно было собирать графичные узоры, например, трапеции, полумесяцы и треугольники. Кроме того, ювелиры стали использовать гораздо больше драгоценных камней – не только индийские камни со сложной гравировкой, но и яркие полудрагоценные камни – от бирюзы и коралла до ляпис-лазури и черного оникса. Они добавляли украшениям те всплески цвета, которые сейчас являются одним из символов ар-деко. Падение фондового рынка в 1929 году не сломило первопроходческий дух того времени. Наоборот, дизайнеры обратились к еще более эффектным и крупным формам, так что для поздних лет эпохи ар-деко характерны весьма экстравагантные броши и браслеты. Идея украшений-трансформеров, которые можно носить разными способами, была принята с энтузиазмом: тиары превращались в ожерелья и браслеты, а пары брошей прикреплялись на платья или соединялись в одну брошь. Одной из главных и самых масштабных инноваций эпохи ар-деко стало появление искусственно выращенного жемчуга. Впервые эти сияющие драгоценности стали доступными и превратились в бессмертную классику благодаря Габриэль «Коко» Шанель. Ее фирменные низко спадающие нити жемчуга стали одним из культовых украшений 1920-х годов.
Ар-деко сегодня
Ювелирные изделия в стиле ар-деко сохраняют свою популярность, о чем свидетельствует их успех на аукционах – особенно если речь идет о творениях лучших домов и дизайнеров того периода. В 2019 году на торгах Magnificent Jewels and Noble Jewels в Женеве Sotheby’s продали браслет от Cartier 1927 года с сапфирами и бриллиантами за более чем 6,1 миллиона долларов – он стал одним из самых дорогих браслетов, когда-либо ушедших с молотка. В апреле этого года, когда почти весь мир находился на карантине из-за пандемии, аукционный дом побил рекорд онлайн-торгов – браслет Tutti Frutti от Cartier был продан за 1,34 миллиона долларов.
Я задала нескольким экспертам по старинным украшениям вопрос о том, почему стиль ар-деко по сей день остается таким востребованным. По мнению Сары Данкан из Chiswick Auctions, дело в чистых линиях и лаконичном дизайне. «Это отлично соответствует современным тенденциям», – говорит она. Директор Wartski Томас Холман согласен с ней: «Этот стиль обладает неподвластной времени элегантностью, которая перекликается с модой и вкусами 21-го века. Сверкающий браслет в стиле ар-деко прекрасно смотрится на фоне современных небоскребов или новых автомобилей, хотя ему уже 100 лет». Джессика Виндхэм, глава ювелирного направления Sotheby’s в Европе, считает, что дело в разнообразии форм, характерных для того периода: «Есть стереотипное представление о том, как выглядят украшения в стиле ар-деко – геометричные формы и один цвет, но в действительности они отличаются огромным разнообразием, и каждый может найти изделие в стиле ар-деко, которое будет отвечать его вкусам».