Запрет на работу ювелирных магазинов – болезненное для отрасли решение. И странное: ведь основная и единственная задача введения режима карантина – это обеспечение социального дистанцирования, т.е. недопущения скопления большого количества людей. Однако в ювелирных магазинах никогда не бывает очередей, подобных тем, что наблюдаются, например, в продовольственных магазинах. Для ювелирных магазинов характерно нахождение в торговом зале 1-2 человек, и несложно обеспечить удаленность их друг от друга на безопасное расстояние двух метров. Аналогично, необходимое расстояние несложно обеспечить между покупателем и продавцом. Таким образом, риск заражения в ювелирном магазине, как для покупателя, так и для продавца – минимален. Как минимум, он совершенно не сопоставим с риском заражения граждан в крупных сетевых продовольственных магазинах, куда люди вынуждены по-прежнему ходить.
Период переживания пандемии – это период тревожности, депрессивного настроения. В отсутствие возможности получения людьми позитивных эмоций от посещения торжественных мероприятий, театра, выставок, кинотеатров и т.д., в отсутствие возможности путешествовать, высокую ценность имеет каждая возможность безопасным образом скрасить общую негативную картину жизни. И приобретение ювелирных изделий – одна из таких безопасных возможностей. Возможность улучшения настроения людей – важнейший фактор сохранения социального спокойствия в обществе. Ювелирное изделие покупается для ношения, для завтрашнего дня, для будущего – значит, все будет хорошо, будущее настанет и все наладится!
Но главное, конечно, запрет на работу ювелирных магазинов влечет экономические проблемы для ювелирной отрасли. Необходимо учитывать, что закрытие ювелирных магазинов влечет мультипликативный эффект – нет смысла производить ювелирные изделия без их продажи. Ювелирные изделия – слишком дорогой товар, чтобы производитель работал «на склад». Производство ювелирных изделий не может существовать без торговли ими. Интернет-торговля ювелирными изделиями лишь в очень малой части спасает ситуацию. В России дистанционное приобретение ювелирных изделий еще не нашло широкого распространения, люди по-прежнему любят разглядывать реальные украшения. Кроме того, из всех каналов передачи покупателю приобретенного в Интернет-магазине изделия, нет важнейшего элемента – возможности самому забрать товар в магазине.
Приведя вышеперечисленные аргументы, и.о. председателя Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Ф.Ф.Гумеров обратился с письмом к Губернатору Костромской области С.К.Ситникову как руководителю «Ювелирной столицы России» с просьбой призвать глав регионов дать разрешения работать у себя в регионах ювелирной рознице.
22 апреля 2020 г. Флун Фагимович встретился с Сергеем Константиновичем и обсудил назревшие проблемы ювелирной отрасли. Благодаря поддержке инициативы и подготовке вопроса со стороны Заместителя губернатора Костромской области Ю.В.Макова и Директора департамента экономического развития Костромской области Свистунова А.А., вопрос был быстро решен, и в адрес глав субъектов Российской Федерации от Сергея Константиновича были подготовлено письмо с предложением рассмотреть возможность открытия торговых точек по розничной продаже ювелирных изделий (текст письма >>). Аналогичная просьбы была также направлена Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантурову (текст письма >>).
Также, в связи со сложившейся ситуацией, с Губернатором был согласован вопрос переноса проведения традиционного ежегодного ювелирного фестиваля с июня на август. Сергей Константинович поддержал предложение в рамках фестиваля провести деловую встречу, на которой обсудить дальнейшие шаги по преодолению кризиса.
Другая важная для ювелиров инициатива Ф.Ф.Гумерова, обсужденная с Губернатором, касалась вопроса снятия избыточного государственного контроля за оборотом ювелирных изделий из серебра. Ювелирные изделия из серебра не могут быть использованы в криминальном обороте, так как средняя розничная цена ювелирных изделий из серебра составляет около 400 руб. за грамм, из них стоимость непосредственно серебра лишь 30-40 руб., а остальное составляет стоимость затрат на производство, налоги, доходы предприятий и т.д. Розничная стоимость одного ювелирного изделия из серебра обычно не превышает 1000 рублей, а самых массивных ювелирных изделий – серебряных столовых приборов и посуды 15 - 30 тысяч рублей. Обналичивание средств через сдачу в скупку или ломбарды серебряных ювелирных изделий приводит к потере 90-95% вложенных средств, что экономически нецелесообразно.
Тем не менее, за оборотом ювелирных изделий из серебра сохраняется жесткий государственный контроль, который осуществляется как по линии Росфинмониторинга (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в рамках Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001г.), так и по линии Министерства финансов России, в рамках пробирного надзора (Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях №41-ФЗ от 04.03.1998 г.).
Корректное решение вопроса освобождения оборота ювелирных изделий из серебра требует внесения соответствующих поправок в оба этих закона. Однако острота ситуации, опасность потерять ювелирную отрасль, требует ускоренного решения вопроса путем издания внутриведомственных подзаконных актов Росфинмониторинга и Министерства финансов России, позволяющего сделать исключения для оборота ювелирных изделий из серебра как в отношении требований закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г., так и в отношении требований закона №41-ФЗ от 04.03.1998 г.
В острой кризисной ситуации, в которой оказалась ювелирная отрасль сегодня, можно было бы принять экстренные меры – изучить вопрос ограничения правоприменение упомянутых законов в отношение оборота ювелирных изделий из серебра путем издания и введения в силу подзаконных актов. Впоследствии такие нормы, вероятно, нужно будет заменить соответствующими поправками в законы.
Ранее в Министерстве финансов России уже был подготовлен текст законопроекта, направленного на вывод оборота ювелирных изделий из серебра из-под юрисдикции закона №41-ФЗ от 04.03.1998 г., а также отмену идентификации клиента при безналичной оплате приобретения ювелирных изделий с оплатой персонифицированной банковской картой. Таким образом, Минфин не возражает против либерализации контроля за оборотом ювелирных изделий из серебра.
Губернатор Костромской области Ситников С.К. и в этом вопросе поддержал ювелиров, и направил соответствующее письмо с предложением оказать содействие в вопросе минимизации государственного контроля за оборотом отечественных ювелирных изделий из серебра в адрес Председателя Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко, а также в адрес представителя Костромской области в СФ РФ – Заместителя Председателя СФ РФ Н.А.Журавлева (текст письма >>). В письме Сергей Константинович предлагает инициировать обсуждение данного вопроса с руководством Минфина России и Росфинмониторинга.
Ювелирной сообщество очень надеется на положительное решение всех поставленных вопросов!