Филипп Вольферс: изделия в стиле ар-нуво – Ломбарды.рф

Филипп Вольферс: изделия в стиле ар-нуво

26.05.2020

В конце 19 - начале 20 веков в Европе возник новый стиль – модерн, охвативший все направления искусства. В разных странах он имел разные названия: в России – «Модерн», в Германии - «Югендстиль», во Франции и Бельгии –«Ар Нуво»…. Коснулись новые веяния и ювелирного искусства. Если во Франции самым прославленным ювелиром эпохи Ар Нуво был Рене Лалик, то в Бельгии не менее прекрасные работы в новом стиле создавал Филипп Вольферс.

Родился будущий знаменитый ювелир в Брюсселе в 1858 году в богатой семье. Его отцом был знаменитый мастер серебряных дел, известный во всей Европе, Луи Вольферс. У мальчика с юных лет проявились и интерес к ювелирному делу, и творческие способности. C 16 лет он начал работать вместе с отцом в мастерской, осваивая профессию ювелира с самых азов.

Филипп Вольферс (1858-1925)

Филипп Вольферс (1858-1925)

И тут в мир искусства врывается стиль модерн, буквально «взорвав» все его нормы и устои. Вольферсу повезло – город Брюссель, в котором он жил, в конце 19 века был крупным культурным центром, и бельгийская столица сыграла большую роль в становлении модерна. 

С приходом эпохи модерна коренные изменения произошли и в ювелирном мире. Стала важна не только стоимость ювелирных изделий, но и их художественная ценность, дизайн и красота. Если раньше украшения делали в основном из золота и самых дорогих драгоценных камней (бриллиантов, изумрудов, рубинов и сапфиров), то теперь ювелиры стали использовать и другие природные материалы и камни – опал, лунный камень, гранат, турмалин, халцедон, речной жемчуг, оценив всю их красоту. Вспомнили и про эмаль, возродив ее использование при производстве украшений.

В конце 90-х гг. Филипп Вольферс, у которого к тому времени дела по производству посуды из серебра и предметов интерьера шли совсем неплохо, решил заняться несколько иным делом - разработкой ювелирных украшений. И у него получилось - с 1897 до 1905 гг Вольферс трудился очень плодотворно и успешно. Им было создано более 100 великолепных искусных украшений, настоящих шедевров эпохи Ар Нуво.
Одним из любимых камней, которые Вольферс часто использовал в работе, был резной опал. Этот красивейший камень, любоваться которым можно бесконечно, покорил сердце мастера своей загадочностью, полупрозрачностью и неповторимой игрой цвета. 

По мотивам Древнего Египта

По мотивам Древнего Египта

Кулон Медуза, вырезан из слоновой кости, глаза из опала, жемчуг, 1898

Кулон Медуза, вырезан из слоновой кости, глаза из опала, жемчуг, 1898

Брошь-кулон Ника, 1902, золото, гравировка, эмаль, техника транслюсид, рубины, изумруды, бриллианты, резной турмалин, жемчужина

Брошь-кулон Ника, 1902, золото, гравировка, эмаль, техника транслюсид, рубины, изумруды, бриллианты, резной турмалин, жемчужина

В этой великолепной подвеске центральное место занимает женский лик, вырезанный из опала, в гармоничном окружении золота, дорогих драгоценных камней, жемчуга и разноцветных эмалей.

Золотая подвеска «Cygne et Serpents» (1899) с опалом, рубинами, бриллиантами и жемчугом

Золотая подвеска «Cygne et Serpents» (1899) с опалом, рубинами, бриллиантами и жемчугом

Эту золотую подвеску «Лебедь и змеи» Филипп сделал и подарил своей жене Софи Уиллштедтер.

Портрет жены ювелира, Софи Уиллштедтер с подвеской, худ. Firmin Baes

Портрет жены ювелира, Софи Уиллштедтер с подвеской, худ. Firmin Baes

Дизайн украшений тоже поменялся кардинально за счет смены образов и мотивов. Для Ар Нуво главным источником вдохновения стала природа - растительные и цветочные узоры с плавными извилистыми линиями. Из цветов чаще всего изображали совсем не розу, так любимую ранее, а вьющиеся растения (плющи, вьюнки), а также ирисы, орхидеи…

Фрезия, 1901. Один из самых любимых цветов Вольферса

Фрезия, 1901. Один из самых любимых цветов Вольферса

Заколка для волос «Орхидея». Золото, бриллианты, эмаль

Заколка для волос «Орхидея». Золото, бриллианты, эмаль

Брошь «Крылатая орхидея»

Брошь «Крылатая орхидея»

Коренным образом изменились и мотивы, привнесенные из животного мира.

Брошь-кулон Стрекоза, 1903-1904,золото, опалы, эмаль, рубины, бриллианты, мексиканский опал

Брошь-кулон Стрекоза, 1903-1904,золото, опалы, эмаль, рубины, бриллианты, мексиканский опал

Наряду с эфемерными бабочками и стрекозами, наибольший интерес стали вызывать также птицы - ласточки, лебеди, павлины – чьи плавные силуэты идеально вписывались в новые формы. 

Le chant du Cygne, 1901

Le chant du Cygne, 1901

Любимые павлины:

Heart shaped peacock brooch pendant. Enamel, peridot, diamond, and opal drop

Heart shaped peacock brooch pendant. Enamel, peridot, diamond, and opal drop

На этой броши изображена величавая птица - павлин. А внутри его распростертых крыл – изумруд в обрамлении бриллиантов, опалов и хризолита (1902 год). В 2012 году была продана на аукционе за 34600 долларов.

Если в 19 веке господствующими были пуританские настроения, правила и нормы, то теперь все изменилось. Ювелиры стали изображать на украшениях чувственных томных дев с красиво изогнутыми линиями тел, зачастую даже обнаженных. А обладательницы таких украшений безо всякого смущения их носили.

Часто женский образ преподносился в виде бабочки или стрекозы.

Мода в эпоху модерна

Прически стали более объемными, взбитыми. Для них использовали различные украшения, фиксировали прически с помощью красивых гребней.

Гребень для волос «Oiseaux et Iris» («Birds and Iris») 1899. Филипп Вольферс, Gold, enamel, Brazilian opal and rock crystal

Гребень для волос «Oiseaux et Iris» («Birds and Iris») 1899. Филипп Вольферс, Gold, enamel, Brazilian opal and rock crystal

В моде утягивающие корсеты и очень узкие, «осиные», талии. Часто на талии носили пояски с красивыми ювелирными пряжками.

Пряжка, Филипп Вольферс

Пряжка, Филипп Вольферс

Пряжка Летучая мышь, Филипп Вольферс

Пряжка Летучая мышь, Филипп Вольферс

Популярными становятся широкие колье под названием «собачий ошейник», почти полностью скрывавшие шею 
Очень красивое колье изготовил и Филипп Вольферс в 1900 году. Называется оно «Колье с глициниями».

“Glycines” (“Wisteria”) dog collar by Philippe Wolfers, 1902, jour enamel, carved tourmalines and opals, rubies, garnets and Baroque pearls

“Glycines” (“Wisteria”) dog collar by Philippe Wolfers, 1902, jour enamel, carved tourmalines and opals, rubies, garnets and Baroque pearls

Читайте также
Новости
11.05.2020
Почему гендерно-нейтральные ювелирные украшения стали главным трендом 2020 года
Оставаться в стороне от Met Gala невозможно, да и все присутствующие на этом мероприятии крайне серьезно относятся к своим образам и стараются впечатлить нарядами
Новости
11.05.2020
Мы ждём перемен!
Ходатайствовать перед Правительством РФ о выводе нашей отрасли из-под действия механизма «регуляторной гильотины» или нет?
Новости
11.05.2020
Нужна ли отрасли гильотина?
Пандемия притупила гильотину... и в узком месте она треснула.
Новости
11.05.2020
12 000 — это много или мало?
От ювелирных магазинов поступает много вопросов по условиям получения прямой финансовой поддержки из бюджетных средств (грантов).
Новости
11.05.2020
Изолированные в Тагиле.
Хозяйка ювелирного салона — о влиянии Instagram на покупки, деревенской жизни и о том, почему нельзя допустить падения на колени
Новости
11.05.2020
В Костромской области могут лишиться работы до 40% работников ювелирной отрасли
В ближайшее время в Костромской области может резко сократиться количество работников, занятых в ювелирной отрасли
Новости
11.05.2020
В калужской области 12 мая выведут из под ограничений ещё часть организаций
8 мая на заседании штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции врио губернатора Калужской области Владислав Шапша объявил о том, что с 12 мая 2020 года ограничительный режим, введённый ранее на территории края, будет ослаблен для ряда организаций.
Новости
11.05.2020
Выживание крупнейших: коронавирус преобразует розничную торговлю
Титаны розничной торговли - Amazon, Walmart, Target и Costco - готовы выйти из кризиса, вызванного коронавирусом, еще более окрепшими и значительными, чем были раньше, поскольку их конкуренты меньшего масштаба испытывают трудности и становятся слабее.