В современных украшениях очень популярен стиль, при котором множество мелких камней покрывают всю поверхность изделия так, что металла почти не видно.
Бывает, что люди не понимают, за счет чего держатся эти камни – и не выбирают такие украшения, считая их ненадежными.
На самом деле, такая технология совсем не нова и отлично отработана. Она появилась еще в 19 веке, но настоящую популярность приобрела во второй половине 20-го.
Техника, при которой мелкие камни сажаются плотно, почти соприкасаясь друг с другом, называется «пав’е» - от французского слова, означающего «мостить» или «мостовая».
Вообще, правильно произносить это слово «па-вей», как его произносят за рубежом, но у нас почему-то сложилось мнение, что это слово английского происхождения, и ювелиры говорят «паве».
Техника паве стала популярной, потому что позволяет украшению выглядеть солиднее и дороже, чем есть на самом деле. Множество мелких камней блестят гораздо ярче, чем один крупный, но при этом камень в один карат стоит дороже двух сотен мелких камушков, тоже в сумме составивших тот же карат. К тому же изделие, покрытое мелкими камнями, выглядит более объемным, чем просто металлическая основа.
Кроме того, технику паве очень любят современные дизайнеры - если раньше она использовалась для обрамления большого камня парой рядов маленьких, то сейчас делают украшения, полностью покрытые самоцветами, и это очень красиво и модно.
Техника паве непроста в производстве, поскольку требует точных измерений и умения работать с микроразмерами. Но украшения в этой технике, вышедшие из рук опытных ювелиров, совершенно надежны в плане крепления камней, поскольку принципы закрепления несложные.
Ювелир делает много углублений в основе украшения, точно по размеру и форме камней. Затем камни вкладываются в эти отверстия и временно закрепляются специальным воском, чтобы не выпали и не перекосились.
После этого ювелир делает инструментом насечки в металле вокруг каждого камня так, чтобы наплывы металла удерживали камень с нескольких сторон.
Последним штрихом становится декоративная обработка этих держащих камни насечек. Обычно им придают округлую форму, и при увеличении становится похоже, будто камешки удерживаются мельчайшими бусинками.
Для этого есть несколько разных техник – круглая форма может придаваться специальным инструментом, а иногда ювелир доливает эти крошечные бусинки металлом прямо поверх крепежных насечек.
Или насечки остаются некруглыми, и граверным инструментом им придают какую-то форму, например «рыбий хвост», похожий рассеченный надвое лист.
Технику паве очень часто применяют с белым золотом и бриллиантами – так цвет металла практически сливается с цветом камней, и вместе с насечками или бусинами появляется сплошная мерцающая поверхность.