Владимир Збойков
Сегодня для решения отраслевых задач необходимо объединение «в единый кулак» всех усилий всех возможных интересантов. Использование всех общественных структур лоббирования, мнение которых власть готова замечать. Поэтому не удивительно, что члены Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам «Деловой России» и члены Ассоциации «Гильдия ювелиров России» - часто одни и те же люди и структуры.
Понятно, что каждый интересант имеет свою специфику интересов, и каждый хотел бы, чтобы именно его вопрос был бы главным в повестке дня. Однако, увы, очень часто приходится не кому-то одному, а всем идти на компромисс, учитывая иные интересы и чаяния коллег. Обычно линия «водораздела» в спорах проходит между представителями малого и крупного бизнеса, но иногда возникают неожиданные претензии.
Такой «неожиданностью» стало публичное заявление на странице Facebook члена упомянутого Комитета «Деловой России» Марины Кудриной. Марина обрушилась с критикой на Ассоциацию «Гильдия ювелиров России», а поводом для ее критики послужило интервью гендиректора Ассоциации Эдуарда Уткина отраслевому изданию «Раух энд полиш» (https://www.rough-polished.com/ru/exclusive/116999.html).
Опустим обсуждение просто хамских выпадов типа «безграмотный невежа» в адрес человека, чья компетентность и уровень интеллекта не вызывает сомнения ни у кого кроме Марины. Хотя это тоже характеризует Марину как культурного и интеллигентного человека. Обсудим главное в ее высказывании: «Вместо того, чтобы говорить о том, что у России ничего нет кроме нефти и ювелирной отрасли да балета, он говорит об отрасли как торгаш, считая ее в цифрах, валом».
Не стану затрагивать вопрос того, есть ли еще что-то в активе у России, это вопрос личного восприятия. Для кого-то Пушкин есть «наше все», для кого-то – первый спутник и Гагарин, но и о Фаберже, действительно, тоже слышали почти все. А вот на подходе «торгаша» стоит остановиться.
Уважаемая Марина, а почему Вы пришли в «Деловую Россию» и стали членом профильного Комитета? Ведь эта общероссийская общественная организация занимается вопросами бизнеса, а не культуры. Не для того ли, чтобы продвигать те бизнес-интересы, которые Вы видите главными для себя? Само по себе, в этом нет совершенно ничего плохого, как раз напротив – «Деловая Россия» приглашает всех бизнесменов отстаивать на этой площадке свои интересы. Другое дело – приоритеты.
Какие могут быть приоритеты в период пандемии, помноженной на цену нефти с отрицательной стоимостью? Думаю, глупо даже предполагать, что все без исключения в этот период думают о выживании. Физическом выживании (чтобы не заразиться и не умереть) и финансовом (чтобы дожить до конца этого кризиса да еще и восстановиться потом).
Рассуждать о первоочередности культурных аспектов ювелирного искусства можно и нужно, но в условиях, когда бизнес-процессы протекают в обычном режиме. А когда все стоит, магазины закрыты, а у ювелиров нет работы и зарплаты, рассуждать о первостепенности искусства – это, наверное, на грани издевательства со стороны человека, накопившего такую «подушку безопасности», которая позволит прожить безбедно ни один год…
Марина пишет, что «победы [ювелирной отрасли] исчисляли лидерствами в объемах. Не понимая того, что производится валом - это штамповка, не имеющая никакого отношения даже к самому термину "ювелирная"». Да кто бы спорил, массовая продукция ювелирной отрасли и не претендует на роль произведений искусства. Как и не похожи квартиры граждан России на дворцы Шереметьева… Так устроена жизнь в целом. Наверное, каждый предпочел бы ездить на Rolls-Royce или Ferrari, но садится в свой скромный Hyundai или ВАЗ.
А вот про «лидерство в объемах» как раз и стоит подумать: разве не развитие экономики, и, в частности, ювелирной отрасли, как раз и дает возможность получать достойные доходы как компаниям, так и их работникам? Не будем опускаться до экономического ликбеза, всем все и так очевидно.
Но что касается вопроса развития ювелирного искусства, то задуматься действительно стоит. О том, что, собственно, было сделано для данной благой цели за прошедшие годы теми, кто эту тему лоббировал. Даже название Комитета «Деловой России» содержит упоминание «ювелирного искусства» не в последнюю очередь благодаря членству в нем Марины Кудриной.
Увы, ничего не было сделано Мариной Кудриной в части практической реализации ее же идей, заявленных в планах. На то, собственно, и существуют общественные организации, чтобы их члены лично проявляли инициативу в реализации заявленных проектов и доводили их до практики. А вот Ассоциация «Гильдия ювелиров России», лоббируя развитие производства ненавистной Марине «штамповки», в том числе и через профильный Комитет «Деловой России» действительно добился очень многого.
В чем же вопрос? Нет денег на реализацию возвышенных проектов? Так без денег и правда ничего нереализуемо! Альтернатива – собственная безвозмездная инициатива. Поиск спонсоров проектов. Их убеждение. Не получается? Так кто же в этом виноват?
А что касается вопроса «ангел» ювелирная отрасль, или нет, так ответ простой – в жизни ангелов еще никому не довелось встретить. Бизнес есть бизнес. Но без него десятки тысяч ювелиров назывались бы не ювелирами, а «безработными». И жили бы на пособие.
Так что, господа, не надо лицемерить – без денег и искусство никому не в радость! Как-то слабо ложится искусство на голодный желудок…