Минский геолог – о камнях и подделках: «Рубины в советских украшениях – чистая синтетика»
27.02.2020
В детстве я был активным ребенком: участвовал в различных конкурсах. В выпускном классе занял третье место в республиканской олимпиаде по географии. Полученный диплом первой степени дал мне возможность поступить на географический факультет без сдачи ЦТ.
Хотел работать с драгкамнями
До поступления в университет, я не планировал быть геологом, этой сферой не интересовался. Знал, только что дед был ведущим геологом в Молдове. Я же хотел пойти в науку и заниматься изучением образования современного рельефа на территории Восточной и Северной Европы. Но сходив в экспедицию по Поозерью Беларуси, понял, что это не мое. Да и заработать на достойную жизнь в науке тяжело.
Я начал искать другую специализацию. Наткнулся на геммологию (наука о самоцветах). Поскольку в университете такой предмет не преподавали, пришлось изучать все самому. Но и тут мои планы о светлом будущем рухнули. Оказалось, в Беларуси есть только одно место, где можно работать по такой специальности. Это Министерство финансов. Там бы я определял стоимость и натуральность драгкамней. Но меня туда не взяли из-за плохого зрения. Для работы с очень маленькими камнями оно должно быть идеальным.
«Часами сидел в музее»
Увлекаться геммологией я начал на третьем курсе. Для меня это было хобби. Я часами сидел в музее геофака: рассматривал различные минералы, внешний вид, форму, учился отличать их друг от друга. Сейчас мне эти знания помогают в диагностике камней. Также ездил по разным выставкам в Россию. Там знакомился с геологами, обменивался контактами.
Чтобы знания и время не пропали зря, а это почти четыре года, я даже думал открыть свою небольшую геммологическую лабораторию и работать с камнями в ней. Но для этого нужно было около $2000 на оборудование и $1700 на специальные курсы в Москве. У меня таких денег не было, поэтому решил искать себя дальше.
В прошлом году у меня появился собственный магазин камней и минералов.
«Постоянно хотят обмануть»
Сейчас в экспедиции за камнями я не езжу. Есть определенные нюансы в законодательстве, которые не хочется нарушать. Чаще всего это касается лицензий на добычу, выданных в других странах. Проще работать с теми, кто сам легально добывает камень. Так я чист перед законодательством. Да и экспедиция – удовольствие не из дешевых.
Я сотрудничаю с 30 проверенными поставщиками-геологами, в основном из России. Они ездят по всему миру и ищут определенные камни. Например, есть мужчина, который собирает только метеориты в Западной Сахаре и Перу. Когда знакомые возвращаются из новых экспедиций, я сразу еду к ним и пересматриваю весь материал. Дистанционно никогда не покупаю, поскольку есть большая вероятность, что подкинут подделку или выберут на свой вкус материал, который мне не подходит.
Меня постоянно хотят обмануть. Пытаются впихнуть под видом настоящего кварца – синтетический, под видом натурального граната – подкрашенный, под видом черного кварца – облученный искусственным путем. К сожалению, это мировая специфика данного рынка. Тут нужно быть профессионалом: я годами читал литературу, посещал выставки и музеи, чтобы научиться отличать хороший камень от плохого. Если вы не разбираетесь в данной теме, лучше возьмите другую нишу.
В 90-х для постсоветских стран открылся мировой рынок, и стал появляться поток подделок. Например, известные всем голубоватые прозрачные «лунные камни» – это молибденовое стекло, а прессованный малахит – это просто кусок пластика. Так рынок наполнился имитациями.
Моллюск, которому больше 110 миллионов лет
В моем магазине представлен большой выбор натуральных камней – около 200 видов. У нас есть различные виды аметиста, флюорита, малахита и множество других минералов. Самым популярным является «женский камень» – розовый кварц. Девушки покупают его в качестве оберега и просто из-за красивого цвета. Стоит он 15 рублей за камень размером со спичечный коробок. А вот коллекционный редкий минерал цианотрихит 1,5 х 1,5 см стоит уже 30 рублей.
Но есть у меня и более интересные находки. Например, пиритизированный аммонит – это моллюск, который жил около 110 миллионов лет назад во времена динозавров. Он умер, окаменел и полностью сохранил свою природную форму. Стоит он 60 рублей. Самый дорогой экспонат – это сросток кристаллов флюорита стоимостью 420 рублей.
В основном, у нас покупают люди, которые как-то связаны с геологией. Кто-то в детстве собирал журналы и книги про динозавров, кто-то увлекался минералами. Так они закрывают свои детские мечты.
Заграничные подделки
Ко мне часто обращаются люди с просьбой дать оценку их семейной реликвии. Популярный случай, украшения с рубинами и александритами. В советских изделиях – это чистая синтетика. Так вещь, передаваемая из поколения в поколение, может оказаться попросту ничем.
Также люди приносят украшения, которые купили на отдыхе. Если в стране есть свой популярный камень, то в ней будет максимальное количество подделок. Однажды приходила женщина, которая приобрела в Турции изделие с султанитом стоимостью $400. Султанит – это очень дорогой камень, стоит сотни долларов за карат. Турки обманули ее, продав синтетику. В индийских и арабских странах лучше не покупать украшения с национальными камнями.
Мечтаю создать клуб геологов
Мне нравится заниматься геологией. Это интересная профессия. Жалко только, что рынок в Беларуси очень маленький: геолога ждет либо строительная организация, либо институт, либо шахты в Солигорске. Попасть в Солигорск – это большое везение. В той же России намного больше возможностей. Ты можешь быть морским геологом или изучать вулканы.
Мой опыт и образование позволяют не только работать с камнями, но и знакомить других людей с этим интересным миром. Например, иногда я читаю небольшие лекции о том, как определять подделки среди минералов и украшений или рассказываю о ледниках, некогда покрывавших нашу страну. А в целом у меня есть мечта: создать в Беларуси клуб геологов для детей и взрослых, как было раньше в Союзе.
Лекция об инклюзах пройдёт в Музее янтаря 27 февраля в 16:00. Заведующая научно-экспозиционным отделом Анна Смирнова расскажет о включениях в янтаре и особенностях их захоронения.
Если в искусности армянских ювелиров давно уже никто не сомневается, то деятельность надзорных инспекций некоторые подвергли сомнению. Так можно ли доверять нашим пробам - разбирался корреспондент Sputnik Армения
Спустя три недели после запрета на въезд туристов из КНР в Петербурге начали закрываться рестораны и сувенирные лавки. «Возможно, навсегда», - говорят предприниматели из Поднебесной. Отельеры ищут новых клиентов среди белоруссов, болгар и египтян
Совокупная выручка АО «Калининградский янтарный комбинат» и АО «Янтарный ювелирпром» в 2019 году составила более 3,2 млрд руб. Как сообщают в пресс-службе предприятия, чистая прибыль превысила показатель в 1,1 млрд руб
Алмазодобывающий гигант De Beers опубликовал позитивный прогноз на 2020 год, в связи с улучшением ситуации с запасами в отрасли, несмотря на растущую обеспокоенность, вызванную коронавирусом в Китае
В настоящее время золото является очень привлекательным инвестиционным активом. Учитывая экономическую ситуацию во многих странах мира, инвесторы стараются сохранить свои сбережения с помощью жёлтого драгметалла.