Почему золотая цепочка не может стоить два доллара, золото не любит серебро, а также сколько драгметалла "прилипает" к рукам ювелира, Sputnik выяснил у минского мастера.
Считается, что надежнее всего инвестировать в золото. Банки прогорают, валюты девальвируются, и только золотой слиток останется таким же и через сто лет. Чего не скажешь о профессии ювелира – прежде они считались очень состоятельными, но теперь их доходы можно назвать самыми обычными. Среднестатистическими.
В рамках проекта Sputnik "Изнанка профессии" мы поговорили с минским ювелиром Олегом Мелещиком, который начинал с эксклюзивных браслетов для "братвы", а сейчас делает украшения по 3D-моделям.
Мне было 27 лет, когда я стал директором ювелирного предприятия в Минске. И это пришлось на 90-е годы. Помните, сколько тогда было бандитизма?
Но меня за все время никто не тронул. Ну, во-первых, к тому времени я уже был офицером спецназа. Попробовали бы сунуться. А во-вторых, если говорить по-русски, меня "крышевали". Потому что уже тогда я был хорошим мастером, много чего умел делать.
Да, бывало, что приезжали отморозки, требовали деньги или предлагали свою крышу. Но стоило мне позвонить кому надо - вопрос снимался.
Что удивительно, мне поступали заказы от них всегда официально. Никогда не было такого, чтобы не заплатили.
А заказы были серьезные. Делал золотую цепочку на 100 граммов. Чтобы вы понимали, она в ширину была больше сантиметра. Потом браслет на 240 граммов. Ну и что скрывать, иногда приходилось выполнять необычные заказы. Например, кастет из золота. Что дальше с ним было, как его использовали, знаете, я стараюсь не думать. Я во всех этих делах не участвовал.
Сейчас работать спокойнее, но тоже своих нюансов хватает. Конечно, все прекрасно знают, чем я занимаюсь. Но я не сильно дергаюсь по этому поводу. Наверное, военная закалка помогает.
В 90-е работать ювелиром действительно было прибыльно. Ну, во-первых, наша мастерская была чуть ли не единственная в городе. Заказов у нас было на полгода вперед.
Были такие почтовые открытки, которые клиент заполнял, писал свой адрес. И когда его очередь подходила, мы ее отправляли, мол, вы можете прийти и заказать ювелирное изделие.
Сегодня необходимости в открытках нет. В Минске работает много ювелирных магазинов и мастерских, спрос на нашу работу упал. Поэтому и зарплаты ювелиров чуть выше среднего.
Часто приходится слышать такое суждение, что ювелиры обвешаны золотом с головы до пят. Да, действительно, оно для нас более доступно. Мне не нужно платить за работу, которую я могу сделать сам.
Но нормальные ювелиры золото, как правило, не носят. Как и в любой профессии, происходит привыкание. Я могу себе позволить большую цепочку, но мне этого не хочется.
В Арабских Эмиратах очень любят 999-ю пробу золота. Но это же Арабские Эмираты.
У нас из такой пробы украшения не делают. Да, такое золото не будет окисляться и чернеть. Но оно жутко не практичное, потому что чистое золото мягкое. Вам такого колечка на год хватит.
Обычно золото легируют, то есть смешивают с другими металлами. На постсоветском пространстве чаще с медью, а за границей – с серебром. Поэтому там золото имеет зеленоватый оттенок.
В зависимости от пробы цены разнятся. В свое время была популярна 375-я проба, ее называют еще пробой наших бабушек. Она была более доступной. Сегодня в магазинах продается 585-я проба.
Золото не может быть дешевым. Не верьте в мифы, что этот металл стоит копейки. Был забавный случай: поехал со знакомыми на отдых в Италию. За покупками отправились в без налоговую зону Сан-Марино. А там чем выше поднимаешься в гору, тем дешевле товары.
И вот мои знакомые прибегают ко мне: "Мы купили золотые цепочки за два доллара". Смотрю: написано "925-я проба". Понимаю, что это невозможно. Пришли в магазин, выяснилось, что цепочки из серебра, покрыты золотом. Оно стирается в течение двух лет.
Часто спрашивают, почему золото сдавать дешевле, чем покупать. Все просто: в цену украшения входит стоимость золота, а также работа. Поэтому скупают сегодня золото по цене примерно в 40 рублей за грамм, а продают в магазинах примерно по $40.
Согласен, разница большая. И все же золото мы не закупаем. Такой необходимости нет. У нас достаточно оборотного материала, который выработался с годами.
Люди чего только не сдают. В свое время было много золотых коронок. Приносили практически целые челюсти из золота. Жутковато было, конечно, но попривыкли. Мы коронки чистим, зубы пилим, а затем легируем.
Труд ювелира по-прежнему ручной. Я могу сказать, что каждое украшение индивидуально, как картина у Пикассо.
Технологии есть разные. Крестики и кулоны часто делаются следующим способом: на матрицу (форму) кладется кусочек золота и отжимается. После приводится в надлежащий вид ювелиром.
Есть опочная техника, которую еще называют вакуумным литьем. Берется опока, внутрь кладется золото (там уже есть форма), и под давлением делается изделие. Часто так делаются кольца.
Также используется 3D-моделирование, когда изделие моделируют на компьютере. Затем делается заготовка, которая отливается в опоке.
Из необычных заказов могу вспомнить браслет на 240 граммов. Дизайн придумали клиенты. Я над этим заказом сидел месяц.
Получился браслет бисмарк трехрядный. По центру находились шарики из золота. На застежке был натуральный камень, сверху – ящерица.
Сегодня люди заказывают более простые вещи. Чаще это украшения легкие, миниатюрные.
Могу сказать, что большинство ювелиров в городе работают честно. Конечно, есть исключения, когда человек может занизить пробу. То есть заменить часть золота другим металлом.
Но такое возможно только в частных мастерских или у тех, кто работает на дому. Потому что они не обязаны проходить экспертизу в Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов Беларуси. Там проверяют изделия на соответствие пробы и ставят клеймо.
Государственные мастерские, подобные нашей, избежать этого не могут. Кроме того, все мастера у нас материально ответственны. Они отвечают рублем за все свои ошибки.
У ювелиров есть свои профессиональные заболевания. Часто приходится иметь дело с кислотой, горелкой, которая работает на бензине. Да и сама шлифовка металла далеко не безопасна. Поэтому с годами у ювелиров появляется хронический кашель. В 90-е годы на госпредприятии нам давали молоко.
Само по себе золото и серебро не опасно. Можете носить украшения из них и не бояться. Но чтобы это длилось дольше, лучше не делать частых ошибок. Например, нельзя хранить вместе украшения из золота и серебра. Серебро чернеет.
Главные враги золота – это йод и ртуть. В первом случае оно чернеет, во втором – теряет форму.
А еще люди часто пытаются почистить изделия сами. Какие только хитрости не используются! Чистят и зубной пастой, и помадой. Нужно понимать, что все это абразив, отчего украшения становятся мутными.
Лучше принесите украшения в мастерскую, здесь их отшлифуют и отполируют. Эффекта хватит не на один год.