В конце февраля одновременно с объявлением об отмене обеих часовых выставок BaselWorld и Watches & Wonders стало известно о первом павшем бойце в рядах производителей коллекционной часовой механики – о своем банкротстве неожиданно объявил бренд RJ, ранее известный как Romain Jerome. В официальном релизе указано, что главный инвестор марки Alliance Investment Group SA резко прекратил финансирование, а поскольку компания не может найти за короткий срок ни нового инвестора, ни покупателя, то она объявляет себя банкротом, останавливает всю работу и увольняет сотрудников. И это практически сразу после того, как RJ представил свой первый мануфактурный турбийон Arraw Spider-Man Tourbillon, вдохновленный Человеком-Пауком!
Калибр RJ-7000 стал последним достижением RJ, причем его разработка принадлежит лично главе компании Марко Тедески. Центральная титановая каретка турбийона, стилизованная под паутину, вращается прямо над огромным барабаном, обеспечивающим механизм 150-часовым запасом хода. Можно заметить, что на корпусе нет традиционной заводной головки – завод осуществляется при помощи кольца на задней крышке. Скучные стрелки также были заменены на оригинальную планетарную передачу, заставляющую часовые и минутные индикаторы вращаться на подшипниках вокруг центрального турбийона.
Обладатели этого раритета (10 экземпляров в корпусе из черного карбона и 10 экземпляров из карбона с красным стекловолокном) могут смело завещать часы потомкам как памятник эпохи. Но, надо сказать, вся 15-летния история RJ перенасыщена моделями, которые без стеснения можно назвать культовыми.
Возвращение «Титаника»
Во время своей первой презентации в Базеле в 2006 году Romain Jerome произвел странное, но милое впечатление. Марку двумя годами ранее основал бизнесмен Ален Бажюла в рамках хобби: название он сложил из имен своих сыновей, а первой моделью стала Romain Gerome GMT, не имевшая никакого отношения ко втором часовому поясу – аббревиатура расшифровывалась как Golf Master Time. Часы были снабжены счетчиком лунок, поскольку сам Бажюла был заядлым гольфистом.
Но уже в 2007-м о Romain Jerome узнали не только гольфисты, а все часовые ценители. Компанию возглавил известный провокатор Иван Арпа, который с ходу придумал концепцию Titanic DNA – часы в корпусе, искусно разъеденном коррозией, в котором, к тому же, использовались реальные частички из обшивки затонувшего «Титаника».
Следующим громким релизом Ивана стал выпущенный в 2008 году Titanic DNA Day&Night. Часы, в которых вообще не было стрелок, а только два попеременно работающих турбийона: один крутился в дневные часы, второй в ночную смену.
Ошарашенным клиентам Арпа объяснял, что турбийон покупают не для того, чтобы знать точное время, а чтобы хвастаться. В тучные годы такая честность импонировала. Затем последовали не менее успешные часы с частичками лунной пыли Moon Dust DNA.
Впрочем, не все проекты Ивана были столь удачными и понятными публике. Поэтому в 2009 году он ушел из компании, а его место занял еще один прихотливый талант часовой отрасли Мануэль Эмш.
Из любви к искусству
Эмш, начинавший часовую карьеру в Jaquet Droz, вообще-то по образованию искусствовед. И это вскоре стало заметно в стилистике Romain Jerome. Если поначалу он еще придерживался концепции DNA – например, можно вспомнить, как оперативно были выпущены часы с частичками пепла Эйяфьятлайокудля в 2010 году – то затем материальная ДНК стала вытесняться творческой.
Именно Мануэль Эмш ввел моду на совместные проекты с современными художниками, производителями компьютерных игр и издателями комиксов. Многим запомнились модели того периода в честь падения Берлинской стены, Бэтмена и Пакмана.
А хитом 2013 года стал Spacecraft дизайна Эрика Жиру в корпусе, напоминающем шлем Дарта Вейдера, и с цифровой индикацией, разработанной Жаном-Марком Видеррехтом. Особенно подкупало, что эти часы, похожие на «машину» MB&F, стоили раз в три дешевле.
Последние герои
Мануэль Эмш покинул Romain Jerome в 2018 году и с тех пор работает независимым консультантом. Третьим и последним главой компании стал Марко Тедески, прошедший суровую школу Hublot.
Он снова радикально изменил концепцию бренда. Во-первых, сократил название до емкого RJ. Во-вторых, заменил весь предыдущий модельный ряд новой коллекцией Arraw, в которой по замыслу должны были работать только мануфактурные калибры. В начале 2019 года были представлены первые трехстрелочники, а осенью турбийон. При этом, бренд продолжил партнерство с DS и Marvel, посвятив специальные выпуски Джокеру, Двуликому и Человеку-пауку.
Казалось, что история RJ пошла на новый виток – теперь уже с собственной механикой. Но, видимо, наступили новые времена. А они требуют новых героев.