14 сентября 2020 года на заседании Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням были обсуждены практические меры по восстановлению отечественной ювелирной отрасли. Участие в дискуссии приняли свыше 40 представителей профильных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Администрации Костромской области, Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Росфинмониторинга, Гохрана России, руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества.
Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» (г. Красноярск) Михаил Дягилев, который напомнил участникам мероприятия о том, что отечественная сфера производства (падение до 30%) и продаж (падение до 15%) ювелирных изделий за первую половину 2020 года понесла колоссальные потери. В первую очередь это произошло из-за падения спроса, обусловленного снижением покупательной способности и ростом цен на драгоценные металлы и камни. Выход из кризиса, восстановление занятости и доходов в отрасли, равно как и восстановление спроса на ювелирную продукцию, невозможны без модернизации нормативно-правовой базы, без смены экономической политики и изменения регуляторной среды.
С приветственным словом к участникам заседания обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, который отметил, что в последние месяцы ТПП России было направлено беспрецедентное количество обращений в Правительство и федеральные органы власти с конкретными предложениями в Антикризисный план Правительства России по скорейшему восстановлению нормальной предпринимательской деятельности. Отдельные предложения нашли отражение и в Антикризисном плане, и в ряде последующих решений Правительства, министерств. На федеральном уровне принят ряд системных решений, оказаны меры поддержки розничной торговле ювелирными изделиями.
Однако этого явно недостаточно даже для возвращения к докризисному состоянию, а проблемы ювелирной отрасли начались гораздо раньше. ТПП России, заверил Дмитрий Курочкин, будет и дальше делать всё от неё зависящее, чтобы консолидированная позиция ювелирного сообщества дошла до Правительства страны, федеральных органов власти, воплотилась в нормативно-правовую базу.
Основным докладчиком выступил член Комитета, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин, который озвучил программные предложения ювелирного сообщества, в том числе подчеркнул необходимость обратить особое внимание на неотложность следующих направлений совершенствования регуляторной среды:
1) Для увеличения объёмов продаж на внутреннем рынке вывести изделия из серебра из категории объектов контроля законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2) Для увеличения экспорта изделий из серебра в форматах B2B и B2C отраслевое предпринимательство предлагает отменить процедуру государственного контроля при вывозе изделий из серебра в страны, не входящие в состав Евразийского экономического союза.
3) Для снижения издержек на администрирование требований, предъявляемых к участникам рынка, отменить применение устаревших неактуализированных обязательных правил за счёт модернизации контрольно-надзорной деятельности и внедрения в отрасли ГИИС ДМДК.
Эдуард Уткин проинформировал, что основную помощь государства по выводу отрасли из кризисного состояния участники рынка видят в масштабной либерализации оборота изделий из серебра. Это самый доступный по ценам сегмент продукции для потребителей, самый низкозатратный для производителей и самый низкорисковый для государства. Ввиду сохраняющейся относительно низкой стоимости серебра, именно производство изделий из этого металла может обеспечить загрузку свободных мощностей и позволит сохранить рабочие места в условиях острого дефицита оборотных средств у предприятий. Для предприятий, осуществляющих розничную реализацию ювелирных изделий из серебра, Федеральный закон № 115-ФЗ содержит положения, затрудняющие ведение предпринимательской деятельности и приводящие к возникновению необоснованных расходов.
С целью снижения затрат на администрирование комплекса мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма необходимо исключить из субъектов регулирования 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие куплю-продажу ювелирных изделий из серебра.
Начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Дмитрий Виташов, проинформировал о том, что в международных стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в настоящее время нет разделения драгметаллов по категориям. Необходимо проведение секторального анализа рисков выведения серебра из категории субъектов регулирования 115-ФЗ, консультаций с ФАТФ по этому вопросу. В случае положительного отзыва ФАТФ, Росфинмониторинг готов начать работу в этом направлении.
Кроме того, Росфинмониторинг полагает преждевременным что-либо предпринимать до первых результатов внедрения Государственной информационной системы, предназначенной для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК).
Член Комитета, генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов Олег Пелевин напомнил о многолетней работе Комитета по выводу технических изделий из драгметаллов также из категории субъектов регулирования 115-ФЗ, озвучил профессиональные обоснования подобных предложений и обратился к представителю Росфинмониторинга с просьбой рассмотреть возможность вернуться к обсуждению данной проблемы.
Эдуард Уткин озвучил также предложения ювелирного сообщества по второму блоку вопросов. Процедура государственного контроля при экспорте ювелирных изделий сдерживает развитие экспорта ювелирной продукции в формате В2В и практически полностью блокирует экспортные возможности российских ювелиров в формате В2С. Отечественные продавцы не могут конкурировать в части логистической составляющей с ведущими мировыми электронными площадками.
Из-за сложности оформления таможенной процедуры вывоза участники внешнеторговой деятельности вынуждены пользоваться услугами таможенных брокеров, что увеличивает стоимость товара.
Двухступенчатая система оформления экспорта и только на ограниченном количестве специализированных таможенных постов увеличивает сроки доставки товара покупателю. Сокращение сроков доставки товара, особенно в формате В2С, является сегодня одним из важнейших факторов конкурентного преимущества.
Для отмены госконтроля при вывозе серебряных изделий надо внести изменение в «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы», утвержденное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», обязывающее при осуществлении таможенной процедуры экспорта представлять таможенному органу акт государственного контроля.
Свои предложения и дополнения озвучили руководитель ювелирного дивизиона ОАО «Красцветмет» (г. Красноярск) Анна Панасюра и советник генерального директора ОАО «Красцветмет» Елена Миклашевич.
Комментируя предложения специалистов отрасли, ведущий советник отдела обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Юлия Коннова предложила поэтапное решение проблемы: сначала – упрощение процедуры государственного контроля при вывозе изделий из серебра в страны, не входящие в состав ЕАЭС. Представитель регулятора подтвердила, что в министерстве готовы к диалогу с бизнесом с целью выработки наиболее эффективного решения.
В продолжение темы начальник Управления контроля (надзора) за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней Федеральной пробирной палаты Игорь Юдаев сообщил, что в интересах развития интернет-торговли в Палате проходит всестороннее обсуждение перспектив совершенствования госконтроля в части прохождения сроков для физических лиц.
Наиболее продолжительным по времени стало обсуждение внедрения ГИИС ДМДК, а также об организации специального учёта. Главным образом речь шла о возможностях системы, о связанных с ней издержках и о новых требованиях. Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в настоящее время проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Предложения отраслевого предпринимательства по его доработке озвучил член Комитета, исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народным художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Збойков.
Члены Комитета, председатель Совета Союза старателей Виктор Таракановский и председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба озвучили требующие дополнительного разъяснения вопросы, связанные с рисками применения ГИИС ДМДК к субъектам золотодобычи.
О проблемах технической реализации ГИИС ДМДК в ИТ-системах банков и других вопросах, связанных с внедрением системы, рассказали члены Комитета - президент Саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» Василий Заблоцкий и заместитель руководителя Федеральной пробирной палаты Дмитрий Замышляев.
Учитывая актуальность поднятых в ходе работы Комитета вопросов, Игорь Юдаев внес предложение провести подобную встречу, посвященную отдельному обсуждению всех оставшихся неразрешенными вопросов внедрения ГИИС ДМДК.
В завершение дискуссии председатель Комитета Михаил Дягилев и вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин заверили участников заседания в том, что все предложения отраслевого предпринимательства, сформированные в консолидированную позицию, будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти с целью их реализации.