Глобальная пандемия коронавирусной инфекции существенно повлияла на российскую экономику. В частности, отечественная сфера производства и продаж ювелирных изделий понесла колоссальные потери. В первую очередь это произошло из-за падения спроса, обусловленного снижением покупательной способности и ростом цен на драгоценные металлы и камни (далее ДМДК). Согласно прогнозам экономистов, падение ВВП в 2020 г. может составить от 8 до 10 %, а падение доходов населения от 12 до 15 %.
Ювелирная отрасль оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, упомянутое снижение спроса, с другой — рост цен на сырьё от поставщиков. Объём производства ювелирных изделий в 2020 году снизился в сравнении с прошлым на 35 %. Розничные продажи упали на 15 %. Рост цен на золото с начала года составил 50 %. Рост цен на серебро — 80 %. Рост цен на ювелирные камни — 30 %. Такая динамика подтверждает прогнозы об ухудшении ситуации во втором полугодии 2020 года. В отрасли развивается полномасштабный кризис, угрожающий массированным сокращением рабочих мест и закрытием части предприятий.
В этих условиях перед отраслью встают три важные задачи:
1) Увеличение объёмов продаж как на внутреннем, так и, главным образом, на внешнем рынке.
2) Снижение издержек на производство и реализацию продукции (уменьшение её себестоимости).
3) Сохранение рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников.
Выход из кризиса, восстановление занятости и доходов в отрасли, равно как и восстановление спроса на ювелирную продукцию, невозможны без модернизации нормативно-правовой базы, без смены экономической политики и изменения регуляторной среды, без создания благоприятного делового климата. Согласно оценке отраслевых экспертов, наиболее эффективной мерой для предпринимательского ювелирного сообщества и наименее болезненной для государства может стать изменение регуляторной среды в части максимальной либерализации оборота изделий из серебра. Эта категория ювелирной продукции наиболее доступна по ценам для потребителей и наименее затратна по издержкам для производителей. Сейчас ювелирные изделия из серебра занимают большую часть рынка в штучном выражении. С учётом сложившейся конъюнктуры спрос будет направлен именно на изделия из серебра.
Можно выделить три наиболее крупные отраслевые проблемы сегодняшнего дня:
1) Увеличению объёмов производства и продаж ювелирных изделий из серебра на внутреннем рынке препятствует их нахождение в категории объектов контроля, на которые распространяется действие «Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Администрирование требований этого законодательства обходится каждому участнику рынка в сумму от 500 до 600 тысяч рублей. Такие издержки снижают инвестиционную привлекательность предпринимательской деятельности в ювелирной отрасли. Они стали основной статьёй непрофильных расходов предпринимателей и главным раздражителем для всего ювелирного сообщества.
2) Процедура государственного контроля при вывозе изделий из серебра сдерживает развитие экспорта этой ювелирной продукции в формате B2B и практически полностью блокирует экспортные возможности российских ювелиров в формате B2C. Отечественные продавцы не могут конкурировать в части логистической составляющей с ведущими с мировыми электронными площадками.
Развитие российского ювелирного сегмента уже невозможно без освоения дистанционных способов продаж. Этот формат активно развивается в мире, эксперты сходятся во мнении, что будущее именно за ним. Дистанционные продажи — самый быстрорастущий формат торговли, к тому же они позволяют контактировать с конечным потребителем, что крайне важно для изучения покупательских предпочтений и продвижения ювелирной продукции на высококонкурентных рынках. Проблемы развития таких продаж в России лежат в регуляторной сфере. Сейчас процедура государственного контроля при вывозе продукции, содержащей драгоценные металлы, занимает до 2 недель. Современный покупатель не готов ждать так долго. Не изменив ситуацию в кратчайшие сроки Россия окажется на обочине столбовой дороги развития мировой ювелирной торговли.
3) Внедрение в отрасли ГИИС ДМДК позволит перевести контрольно-надзорную деятельность на риск-ориентированный подход, создать систему прослеживаемости оборота ДМДК, а также сформировать базу аналитической информации, отражающую состояние рынка. Вместе с тем внедрение ГИИС ДМДК создаёт для участников рынка необходимость администрирования новых обязательных требований. Объём новых требований сопоставим с обязательствами по администрированию требований ФЗ – 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В такой ситуации важно, чтобы параллельно отменялось действие устаревших требований в части учёта, контроля, отчётности, инвентаризации, нормирования потерь и расходов, хранения и перевозки драгоценных металлов. Необходимо избежать ситуации, когда весь объём новых для участников рынка требований, обусловленных ГИИС ДМДК, будет наслаиваться на старые, сохраняющие избыточный характер, излишнюю регламентацию и администрирование предпринимательской деятельности. Отдельно стоит обратить внимание на проблему неактуализированных обязательных требований.
Новые прогрессивные методы контроля и надзора не должны соседствовать с консервативными и рудиментарными, направленными не на государственное регулирование оборота, а на государственное управление предпринимательскими рисками. Как учитывать, как хранить, как перевозить и как производить — это вопросы внутрихозяйственной деятельности участников рынка и их предпринимательских рисков.
По мнению представителей ювелирного сообщества, принявших участие в работе Круглого стола «Проблемы ювелирной промышленности», для изменения сложившейся ситуации необходимо обратиться к Администрации Костромской области, Минфину РФ, Минэку РФ и Минпромторгу РФ с просьбой оказать содействие в максимальной либерализации оборота ювелирных изделий из серебра. Для этого потребуется решить три главные задачи:
1) Для увеличения объёмов продаж на внутреннем рынке вывести изделия из серебра из категории объектов контроля законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2) Для увеличения экспорта изделий из серебра в форматах B2B и B2C отменить процедуру государственного контроля при вывозе изделий из серебра в страны, не входящие в состав ЕАЭС.
3) Для снижения издержек на администрирование требований, предъявляемых к участникам рынка, отменить применение устаревших неактуализированных обязательных правил за счёт модернизации контрольно-надзорной деятельности и внедрения в отрасли ГИИС ДМДК.