Скептически высказываясь в отношение либеральности Федерального закона 41-ФЗ от 12.03.1998 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее по тексту – закона 41-ФЗ) по отношению к обороту драгоценных камней, в своих прежних статьях я допускал некоторое упрощение, не вдаваясь в мелкие детали нормативно-правового регулирования этого сектора ДМДК. На самом деле основную запретительную роль в этом регулировании играл не сам закон 41-ФЗ, а подзаконные акты, принятые на его основе и в его развитие. Особого значения это упрощение не имело, т. к. эффект все равно носил интегральный характер.
Но вот случилась «регуляторная гильотина», и стало понятно, что этот проект – уникальное «окно возможностей» для ликвидации всего нормативного наслоения, которое из относительно приличных законодательных отраслевых норм делает совсем неприличными условия реальной работы на рынке ДМДК. Тем более актуально поднимать теперь эти вопросы «нюансов», когда Минфин России сам предлагает внести в перечень утрачивающих силу подзаконные акты, реально блокирующие нормальный розничный оборот драгоценных камней на российском рынке.
Чтобы оценить шансы на перспективу, обратимся к истории преобразования норм сферы оборота драгоценных камней в России - посмотрим текст самой первой редакции закона 41-ФЗ.
Закон 41-ФЗ ввел прогрессивные для своего времени нормы, предоставляющие субъектам добычи драгоценных камней права реализации этих камней любым юридическим и физическим лицам (пункт 5 Статьи 20 «Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и драгоценными камнями»). При этом в 1998 году в России, как грибы после дождя, учреждались все новые и новые товарно-сырьевые биржи – экономика страны переходила на рыночные рельсы. Поэтому неудивительно, что в то время бытовало представление о предстоящем буме на создание бирж драгоценных металлов и камней.
Причем предоставление возможности реализации любого товара через биржу рассматривалось не как обязанность, а как либеральное право – не госзаказ, а свободный рынок, и это выглядело тогда благом. Таким образом, в первой редакции закона 41-ФЗ оказалась впоследствии признанная «лишней» Статья 3 «Биржи драгоценных металлов и драгоценных камней», в которой, в числе прочего, было прописано право реализации на таких биржах «необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку» и «обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию».
Другой, опять-таки либеральной особенностью предстоящего «свободного» оборота драгоценных камней, выглядела в 1998 году возможность их предпродажной сертификации. Дело в том, что к этому времени и рядовые граждане, и российские чиновники, уже успели немного попутешествовать по миру, включая страны Юго-Восточной Азии, где и смогли наблюдать массовую розничную торговлю рубинами и сапфирами в коробочках с прилагаемыми к ним бумажками с названием «Certificate». Другое дело, что на самом деле, все эти Certificate были вовсе не сертификатами, а простыми экспертными заключениями, причем даже не всегда от геммологических лабораторий. Т. е. по сути – просто сопроводительным к камню описанием от продавца. Но дополнительную привлекательность камню и иллюзию защищенности покупателя эти бумажки составляли, вот и было решено транслировать такую практику на российский рынок.
И эта мера рассматривалась тогда как безусловная защита интересов и прав покупателей, а вовсе не как ограничения. Надо заметить, в той самой первой редакции закона 41-ФЗ защите интересов покупателей вообще уделялось если не основное, то, как минимум, важное значение всей вновь создаваемой регуляторной базы российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, Статья 13 закона 41-ФЗ так декларировала суть федерального пробирного надзора: «1. Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства».
Что интересно, последней редакцией закона 41-ФЗ, в которой это основополагающая норма существования федерального государственного пробирного надзора еще присутствовала, была редакция №12 от 02.05.2015 года. После чего норму защиты интересов и прав покупателей в законе 41-ФЗ ликвидировали принятым Федеральным законом от 02.05.2015 № 111-ФЗ (оба закона имеют одну и ту же дату принятия). Вероятно, норму ликвидировали как морально устаревшую - не о том надзору заботиться нужно… Любопытно, что редакция №12 закона 41-ФЗ действовала всего 4,5 месяца, по 30 октября 2015 года. Так что можно догадаться, какими непростыми были обсуждения обновления закона 41-ФЗ.
Возвращаясь к сертификации драгоценных камней, заметим, что эта норма, введенная в первой редакции закона 41-ФЗ, как раз и должна была содействовать созданию и развитию розничного рынка драгоценных камней в России. Причем закон не вводил никаких запретов – имелось в виду, что сертификат, как чисто рыночный инструмент, дающий гарантии подлинности, просто позволит на биржах драгоценных камней более успешно продавать обработанные драгоценные камни как физическим, так и юридическим лицам. А необработанные драгоценные камни на тех же биржах предполагалось продавать, опять-таки и физическим, и юридическим лицам, и вовсе лишь с одним условием – чтобы они были прошедшими сортировку. Что еще важно – ниоткуда не следовало в законе, что продавать драгоценные камни как физическим, так и юридическим лицам, можно только на бирже. Рассматривалось иначе – и на бирже – тоже можно! При оговоренных выше условиях.
Во исполнение заложенных в закон 41-ФЗ норм, вышло Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них», а в «Правилах продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением №55 Правительства РФ еще 19 января 1998 г., появились пункты 61-66. И вот тут, на уровне подзаконных актов, и возникли ограничения оборота драгоценных камней.
Во-первых, утвержденный постановлением № 372 перечень драгоценных камней, подлежащих сертификации в РФ, указывал не те случаи их оборота, что были прописаны в 41-ФЗ. Если в тексте 41-ФЗ было прописано, что сертификации подлежат обработанные драгоценные камни, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок на бирже драгоценных металлов и драгоценных камней, то в тексте Постановления Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 372 почему-то речь идет о сертификации «ограненных драгоценных камнях в случае реализации физическим лицам в розничной торговле». Очевидно, это сильно искаженное толкование нормы закона. Законом применение сертификата (причем не факт, что обязательное) оговаривалось при сделках на бирже, а не в точках розничной торговли. Налицо было создание ограничений, не предусмотренных отраслевым законом 41-ФЗ.
Во-вторых, те же условия розничной реализации драгоценных камней (противоречащие нормам действующего закона 41-ФЗ) были установлены в «Правилах продажи отдельных видов товаров…», введенных постановлением № 55. Пункт 61 правил розничной продажи, действующей на момент принятия закона 41-ФЗ редакции, указывал: «Продажа ограненных природных драгоценных камней (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты) осуществляется только при наличии на каждый камень или набор продаваемых камней сертификата».
Справедливости ради заметим, что запуск драгоценных камней в розничный оборот был сам по себе новацией и власти с трудом представляли, как это нужно делать. «Правила продажи отдельных видов товаров…» вводились с 12 февраля 1998 года постановлением от 19 января 1998 года, т.е. еще до принятия самой первой редакции отраслевого закона 41-ФЗ. И базировались эти правила на нормах, ранее задаваемых Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. №684 «Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней», в котором розничная реализация драгоценных камней вне ювелирных изделий не была предусмотрена вовсе. Кроме того, законом 41-ФЗ сразу была предусмотрена возможность «долгой раскачки»: в заключительной Статье 32 закона прописали, что «До организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона, сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации». Не забыли и про лаг для введения сертификации. В той же Статье 32 закона записали: «Сертификация, установленная статьей 14 настоящего Федерального закона, вводится по мере организации сертификационных центров и получения ими соответствующих лицензий.»
Однако обоснованием вводимых Правительством РФ ограничений розничного оборота драгоценных камней, не предусмотренных законом 41-ФЗ, являлся действовавший на тот момент другой закон №3615-1 от 9 октября 1992 года – «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно его Статьи 1, к валютным ценностям закон относил «природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий». По пункту 2 Статьи 3 этого закона, порядок совершения сделок с природными драгоценными камнями, а также жемчугом в РФ устанавливался Правительством РФ.
Что, собственно, и породило правовую коллизию – отраслевой закон 41-ФЗ не предусматривал ограничений на розничный оборот драгоценных камней, но, пользуясь правом регулирования порядка совершения сделок с природными драгоценными камнями, предоставленными Правительству РФ другим законом, о валютном регулировании, Правительство РФ такие ограничения ввело в виде требования наличия сертификата у обработанных камней при их розничной реализации. И фактически выведя за скобки какую-либо возможность розничной реализации необработанных камней – просто не предусмотрев такой правовой возможности.
Однако 10 июня 2004 года закон о валютном регулировании №3615-1 от 9 октября 1992 года утратил силу, причем одновременно вступил в силу другой Федеральный закон, тоже «О валютном регулировании и валютном контроле», но от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, в котором драгоценные камни были выведены из перечня валютных ценностей. Таким образом, строго соблюдая юридическую технику, к 10 июня 2004 года, т.е. к моменту вступлении в силу нового закона о валютном регулировании и валютном контроле, уже не предусматривающему право Правительства РФ устанавливать порядок совершения сделок с драгоценными камнями, оба вышеупомянутых постановления Правительства РФ, устанавливающих порядок в части требований по наличию сертификата на продаваемые в розничной торговле драгоценные камни, должны были быть скорректированы и приведены к требованиям действовавшей на тот момент редакции закона 41-ФЗ, но этого тогда не было сделано.
Позднее нормы закона 41-ФЗ и упомянутых подзаконных актов в части оборота драгоценных камней на розничном рынке неоднократно корректировались. Самым революционным изменением в рассматриваемом вопросе розничного оборота драгоценных камней (после отмены у них валютного статуса) стала… отмена возможности их обязательной сертификации!
Дело в том, что 27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», которым было упразднено действие Закона РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», что сделало невозможным создание так и не начавшейся к тому времени, но предусмотренной в законе 41-ФЗ, организации сертификационных центров драгоценных камней как обязательных инстанций для выпуска драгоценных камней в розничный оборот. При этом «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», предусмотренной Статьей 25 нового закона, не включил в себя драгоценные камни по коду 7103. Правда, закон не запрещает внедрения добровольной системы сертификации, но это – совсем не то, что предусматривают нормы «Правил продажи отдельных видов товаров…». Таких добровольных систем сертификации может быть создано и зарегистрировано сколько угодно, и ничто не мешает создавать такие системы добровольной сертификации драгоценных камней, по которым драгоценный камень одной из зарегистрированных систем сертификации вдруг оказывается вовсе не драгоценным в другой системе сертификации. Не говоря уже о вероятном несоответствии описания характеристик камней в разных системах сертификации.
Так что та бумажка, которая сегодня прикладывается к бриллианту или изумруду при розничной его реализации, никак не может быть тем «сертификатом», который предусматривался изначально как разрешительный для розницы документ.
Менялись в эти годы и «Правила продажи отдельных видов товаров…» в части правил оборота обработанных драгоценных камней. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 за № 81 перечень ограненных драгоценных камней, розничная реализация которых возможна только при наличии на них сертификата, сузился до изумрудов и бриллиантов: «Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней». И эта норма действует по сей день, хотя что такое «сертификат» на упомянутые камни и кто его должен выдавать, на основе какой системы сертификации – не знает никто. Но, изредка продавая такие камни в розничной торговле, самодельные «сертификаты» выдают. Зато непонятно, что стало теперь с розничной реализацией ограненных александритов, рубинов и сапфиров – она оказалась под полным запретом, или, наоборот, стала полностью свободной? Видимо, вопрос отдан на откуп правоохранителям. Пусть они и решают…
При этом за прошедшие годы сам отраслевой закон 41-ФЗ тоже менялся. Оставаясь, что интересно, достаточно либеральным в части оборота драгоценных камней. Например, появился пункт 4 Статьи 22, где прописано ограничение оборота драгоценных камней в принципе: «Совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены, за исключением договоров, указанных в абзаце втором настоящего пункта, не допускается». Но эта норма не препятствует нормальному, цивилизованному обороту драгоценных камней, даже на розничном рынке, и не требует каких-то мифических сертификатов.
С принятием ФЗ №184-ФЗ «О техническом регулировании» в законе 41-ФЗ Статья 14 «Сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них» сменила название - стала называться «Подтверждение соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них». С традиционным указанием, что «До вступления в силу технических регламентов перечень драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, определяется Правительством Российской Федерации».
Исчез из закона 41-ФЗ раздел «Биржи драгоценных металлов и драгоценных камней», по причине их реальной неактуальности. Однако в заключительной Статье 32 закона говорится, что «до организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней», предусмотренных статьей 3 настоящего федерального закона (которая утратила силу!), сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
«Сухой остаток»
В итоге имеем уникальную возможность для Новой России в рамках «регуляторной гильотины» снести голову подзаконным нормам, препятствующим свободному розничному обороту граненых драгоценных камней, и, возможно – дать свет обороту необработанных драгоценных камней, классификационные характеристики которых были определены. То есть – коллекционному материалу для минералогических коллекций граждан.
Однако есть реальная опасность перетекания всех или многих норм подзаконных актов в сам закон 41-ФЗ, в том числе – и норме, требующей при розничной продаже драгоценных камней нечто, именуемое сертификатом. Но надежда есть на понимание ситуации в Минфине России.