Перевод статьи из журнала Times, 1984 год. Автор: Amanda Mayer Stinchecum. (Сорри за корявость в спецтерминах)
Простые полоски серебра, придерживающие полированные камни земляных оттенков, яшму, кровавик, сердолик и агат, сверкающие грани дымчатых кристаллов, окруженных золотом, серебряные крючки, удерживающие розовый и серый гранит, шахматная мозаика ярких агатов в форме щита - вот лишь несколько из традиционных форм т.н. Scottish pebble или Scottish agate -- украшений, брошей и браслетов, украшенных камнями, обычно найденных на шотландских камнях.
Недавно коллекционеры антикварных ювелирных изделий в Соединенных Штатах и Европе проявили большой интерес к этому жанру 19-го века, который шесть или восемь лет назад интересовал только людей шотландской родословной. Нежные цвета, энергичный дизайн и чистота формы характеризуют лучшие образцы (...)
Броши, найденные в Шотландии, относятся ко 2 столетию до нашей эры, а простые кольцевые броши ценились в Средние века как талисманы. Женщины пристегивали свои шали серебряными или бронзовыми кольцами и дисками, мужчины из кланов прикрепляли свои пледы к плечу. С 16 века большие броши с кристаллами и содержащие куски реликвий, отсылали к дохристианской традиции charmstone, используемых для излечения больного, -- и это уже более близкий прототип сегодняшних брошей с полудрагоценными камнями. Тонко украшенный золотой гарнитур из ожерелья, подвески и пряжек с агатами, представленный в 1782 году в Edinburgh's National Museum of Antiquities of Scotland в Эдинбурге, свидетельствует о раннем использовании шотландских камней в декоративных украшениях, но именно любовь королевы Виктории к Шотландии сделала это модным.
Некоторые из ювелирных изделий, произведенных в ответ на эту страсть, использовали древние кольцевые (annular) и почти сомкнутые кольцевые (penannular) формы. Но многие из вариантов дизайна были вообще типичными для викторианского искусства, и записываются в "шотландские" лишь из-за характерного использования шотландских камней.
Ювелиры предпочитали полосатые серо-розовые агаты, ониксы, сердолик и агаты-моховики, красные и желтые яшмы, кровавик и розовые и серые граниты (типичные для Абердина). Иногда используются камень Cairngorm, желто-коричневый кварц, добытый в горах Cairngorm, в центральном нагорье Шотландии.
Серебряная оправа встречалась чаще, чем золотая. Хотя последние обычно более тонки по работе, зато мягкое свечение серебра -- лучшее обрамление для многоцветных камней. Луки, lovers' knots, бабочки, якоря и bar pins -- были типичными формами, которые использовались для узорных камней и особенно для инкрустацией контрастирующих минералов.
Пробы ставили редко, и весь жанр в целом, соответственно, трудно датировать. Некоторые броши с простой, зубцовой оправой могут встречаться с 1820-х годов. С середины 19 века их украшают стилизованными цветочными мотивами. Недекорированные серебряные оправы, вероятно, появились в 1880-90-х, если опираться на мощные контуры и тонко подогнанные и вырезанные камни, что увеличивает их привлекательность.
В Англии тоже использовали местные минералы, и модные молодые леди носили окаменелости Уитби и мраморы Девоншира. Однако мануфактуры Бирмингема предпочитали имитировать шотландские типы.
Традиционно шотландские агатовые драгоценности было принято носить с твидом, что ограничивало их использование. Поэтому он остается недооценен по сравнению с другими видами викторианского ювелирного искусства и может быть куплен по разумной цене в Шотландии и даже в Англии. Прежде чем начать покупать, вы можете захотеть узнать о более ранних источниках форм 19 века, о высочайшем качестве мастерства и дизайна. Загляните в музеи. В Глазго есть выдающаяся коллекция шотландских агатовых украшений (часть Hull-Grundy gift to the Glasgow Art Gallery in Kelvingrove Park). В Эдинбурге National Museum of Antiquities on Queen Street иллюстрирует историческое развитие шотландских брошей многими важными произведениями своей коллекции. Если географическое и геологическое происхождение шотландского агата очаровывает вас, Royal Scottish Museum in Chambers Street имеет большую и красивую постоянную экспозицию.
***
Смерть королевы Виктории в 1901 году ознаменовала снижение популярности шотландских ювелирных изделий из агата. Тем не менее, они снова стали модными в 1950-70-х годах, когда старые шотландские фасоны были заново воссозданы в смелой бижутерии, где вместо настоящих агатов использовалось более дешевое стекло.
Известные компании, которые делали этот вид ювелирных украшений -- Miracle, Jacobite и Jem. К концу 20-му века красота настоящих старинных шотландских ювелирных украшений была заново открыта. В настоящее время они невероятно популярны, и антикварные предметы отличаются высокими ценами. (Source)
***
Реплики, выполненные начиная с 1980-х годов, отличаются более яркими, контрастными цветами. Вместо натуральных агатов нередко используется цветное стекло. Отличить можно по более грубой оправе, резким граням (source)
Не так давно De Beers провозгласила 2010-е годы «алмазным десятилетием». Согласно прогнозам, рост в Китае и Индии должен был стимулировать спрос, в то время как США должны были сделать небольшие шаги по выходу из рецессии
Швейцарская компания Oris выпустила лимитированную серию часов «Lake Baikal». Часть средств от продажи пойдет на финансирование проекта НИИ биологии Иркутского госуниверситета по мониторингу озера
Впервые представленный в концептуальной модели на Международном салоне высокого часового искусства (SIHH) в январе 2019 года, сегодня революционный материал Carbon Glass становится неотъемлемой составляющей хронографа Laureato Absolute Rock от часового дома Girard-Perregaux.
Великая Коко Шанель говорила: «украшения – это то, что делает женщину женщиной». И действительно, украшения – обязательный элемент модного образа, они помогают создать свой неповторимый стиль
Все больше женщин в США покупают бриллиантовые украшения сами себе, и гиганты ювелирной индустрии рассчитывают превратить бриллиант в феминистский символ, пишет terrafemina.com.