Достаточно вспомнить, что совсем недавно центробанк Великобритании не только отказался вернуть золотые слитки, принадлежащие Венесуэле и Австралии, но и запретил их аудит. И это несмотря на то, что с тем же Австралийским союзом Соединенное Королевство находится в личной унии. У австралийцев, как и у британцев, один и тот же монарх – королева Елизавета II. Она утверждает глав Банка Англии, а также дает согласие на назначение руководителей Резервного Банка Австралии.
На этом фоне возврат золотых слитков Польше, да еще и в таком количестве, не может не вызвать удивление. Тем более что британцы нацелились на выход из ЕС. Следовательно, Евросоюз, а с ним и Польша, вскоре станет обычным конкурентом для Великобритании. В этом контексте укрепление финансовой системы будущего конкурента выглядит как минимум алогично.
Еще более странным является другое сообщение западных СМИ: оказывается, из Лондона «вывезены» те драгоценности, «которые были переправлены польским правительством в Англию в 1939 году». Дело в том, что данная «информация» не согласуется с другими фактами.
Немного статистики. По данным Банка международных расчётов на август 1939 года, золотой резерв Польского банка составлял 463,6 млн злотых, или 78,5 тонны желтого металла. При этом часть из этих активов в размере 100,2 миллиона злотых, или 17 тонн была размещена на депозитах за границей. Из этой суммы на 31 декабря 1944 года в Банке Англии, а также в кассе Польского Банка в Лондоне на хранении числилось лишь 1,115 млн злотых, т. е. меньше 1 тонны драгоценного металла.
После вторжения немецких войск в Польшу в сентябре 1939 года польское правительство действительно репатриировало золотые слитки из своего центробанка. Но не в Лондон, а во Францию, откуда они были переправлены в одну из французских колоний в Африке. Правда, затем с Черного континента часть желтого металла была переправлена в Великобританию. Но, исходя из данных Банка Англии, в 1944 году в его распоряжении оказалось золото на сумму в 154,7 млн злотых, или 26 тонн. Как видим, все данные не согласуются с цифрой в 100 тонн.
Единственное, что остается предположить в этой ситуации: Народный Банк Польши, который после мировой войны 1939–1945 годов пришел на смену Польскому Банку, репатриировал то золото, которое было куплено в Лондоне. Дело в том, что в последнее время эмиссионный центр, расположенный в Варшаве, активно скупал желтый металл на Лондонской бирже. Поэтому его золотой резерв официально вырос до 228,2 тонны. Часть этого золота поляки и могли репатриировать на родину. Если, конечно, драгоценный металл действительно перевозился в Варшаву. В чем у многих экспертов есть определенные сомнения.
Но если золото все же перевозилось, то и в этом случае британцы оставили у себя бо́льшую часть польских активов. Ведь в хранилищах Банка Англии размещался почти весь золотой запас Польши. При этом то польское золото, которое могло быть репатриировано на родину, рискует уже в скором времени оказаться в чужих руках.
Дело в том, что в сентябре 1939 года польское правительство вместе драгоценностями Польского Банка вывезло и большую часть активов частных банков. Согласно польским источникам, из хранилищ центробанка было вывезено 39 тонн желтого металла. В то же время во Францию поступило уже 75, а по другим данным, 105 тонн. Даже если предположить, что по дороге драгоценности Польского Банка пополнились активами его филиалов, то все равно не наберется больше 60 тонн. Именно столько должно было находиться в различных учреждениях центробанка Польши перед началом войны.
При этом, скорее всего, многие из физлиц, вклады которых могли быть репатриированы вместе с золотом Польского Банка, погибли в ходе нацистской оккупации. На эту мысль наводит целый ряд обстоятельств. В частности, отсутствие массовых исков с их стороны по вопросу возврата активов. И это несмотря на то, что все слитки, переправленные во Францию, позднее оказались в Банке Англии, Банке Канады, а также ФРС США. По крайней мере, об этом свидетельствует их статистика.
Проблема в том, что недавно Соединенные Штаты приняли закон о содействии реституции жертвам Холокоста. После этого США и Израиль стали добиваться от Польши принятия законодательного акта о компенсации потомкам жертв Холокоста, в т. ч. путем возврата их довоенных активов в золоте. Понятно, что при этом ни ФРС, ни тем более Банк Англии не собираются сами что-то возвращать. Поэтому переложили всю ответственность на Польшу, громогласно объявив о «возврате польского золота, вывезенного в Лондон в 1939 году».
При этом англосаксы не были бы англосаксами, если не попытались еще и обвинить Россию. Комментируя «репатриацию польского золота», американское агентство Bloomberg заявило: «ажиотажный спрос на золото стал новой навязчивой идеей для националистических лидеров Восточной Европы». Виновником этого явления Bloomberg назвало Россию и Китай. Они якобы и провоцируют ажиотажный спрос на желтый металл. Это, по мнению агентства, «неизбежно приведет к подрыву международной финансовой системы». Ведь она базируется на доминировании доллара, а спрос на золото подрывает это доминирование. Эту же точку зрения поддержал и JPMorgan. Аналитики одного из крупнейших американских банков предсказали кризис международной финансовой системы уже… в 2020 году.
Сопоставив «предсказания» JPMorgan и Bloomberg, несложно прийти к выводу, что англосаксы готовят какие-то потрясения на мировом рынке финансов. При этом заранее формируют общественное мнение таким образом, чтобы затем можно было свалить вину на Россию и Китай.
К этому остается добавить следующее. В активах, вывезенных польским правительством в 1939 году, была и доля Советского Союза. Среди вкладчиков банков, золото которых было отправлено во Францию, присутствовали и выходцы с Западной Украины и из Западной Белоруссии. После присоединения этих земель к СССР они стали гражданами Советского Союза.
Согласно пункту 13 польско-советского военного соглашения от 14 августа 1941 года, наша страна обязалась кредитовать польское эмигрантское правительство. Поляки, в свою очередь, гарантировали «возврат» кредита «по окончании войны», в т. ч. за счет золота Польского Банка. Советский Союз честно выполнил свои обязательства. Поляки столь же честно… нарушили свои гарантии. Как следствие, в начале 1943 года Москва предъявила претензии по досрочному погашению кредита, прежде всего за счет польского золота.
Но тут как-то подозрительно вовремя всплыло загадочное Катынское дело. Польское эмигрантское правительство громогласно поддержало нацистские обвинения в «расстреле польских офицеров сотрудниками НКВД в Смоленской области». После чего использовало это обвинение как повод для формального отказа в погашении советских кредитов.
Спустя несколько месяцев польское эмигрантское правительство и вовсе санкционировало передачу всего своего золота Великобритании, Канаде и США. Те его и присвоили.
О том, что часть слитков должна была принадлежать СССР, «союзники», естественно, «забыли». Тем самым подтвердив старую истину: там, где появляется золото, заканчивается «партнерство».