В Петербурге появилась сеть ломбардов «Рабинович». В Синагогу тут же позвонили встревоженные люди: «А это не антисемиты открыли? Нет ли тут эксплуатации националистических стереотипов?»
Мы связались с ломбардом – узнать, что, в самом деле, за Рабинович такой. Владелец сети Николай Ревенко откликнулся сразу.
- Все просто. У моей мамы, Марии Нахимовны, девичья фамилия – Рабинович. В честь нее я и назвал ломбард!
В общем, решили встретиться в Синагоге, чтобы подробнее обо всем поговорить.
- Как вы решились на такое название?
- Вы замечали, как невыразительно обычно называются ломбарды? Ломбард № 1, Ломбард № 2. А тут – Рабинович. Согласитесь, это бросается в глаза!
И, как вы уже поняли, я ничего не сочинил, Рабинович – фамилия моей мамы, а значит, в какой-то степени и моя. Назвать бизнес фамилией – это нормально. Если есть банк «Тинькоф», почему не быть ломбарду «Рабинович»?
- Но вот люди говорят, что тут игра на стереотипе «еврей-ростовщик», и это порождает негатив. Мол, идешь в ломбард, и так настроение паршивое, а тут еще и Рабинович!
- А я разверну этот стереотип в хорошую сторону, взяв честностью и безупречной репутацией. Все, например, знают, что круто обратиться к еврейскому врачу. Я хочу сделать так, чтобы петербуржцы были уверены: ломбард «Рабинович» – это хорошо и надежно.
- Что вы делаете, чтобы заслужить такую репутацию?
- Мы наняли управляющую с огромным опытом в этой сфере. Везде установлены камеры, все пишется в облако, и я лично просматриваю записи. Не может быть так, что бабушка принесет кольцо с бриллиантом, а ей дадут три тысячи рублей. Условия у нас прозрачные и понятные, без дописок мелким шрифтом. Процентная ставка у нас ниже, чем в других ломбардах, а оценка залогов выше.
- Казалось бы, с развитием сферы кредитования ломбарды должны были уйти в прошлое?
- Лет 15 назад в ломбардах стояли очереди. Сейчас такого нет и уже не будет, потому что у людей действительно больше возможностей. Можно оформить кредитную карту, воспользоваться системой быстрых займов. Единый поток страждущих разделился на разные ручейки. Но у ломбардов осталась своя ниша. Наши клиенты – люди, которые не хотят или не могут брать кредиты в банках. Например, не очень хорошая кредитная история. А кому-то легче расстаться с не самой нужной вещью, чем возвращать денежный кредит. Ну или нет желания возиться с оформлением бумаг – надо просто перекрутиться несколько дней.
Мы находимся в районах новостроек, там много ипотечных квартир, которые люди оплачивают тяжелым трудом. Бывает так, что зарплата 5-го числа, а платеж 7-го. Но потом вдруг зарплату перенесли на 15-е. Нужно где-то взять денег, чтобы не просрочить взнос. И вот человек берет ненужный принтер, приносит к нам, а после получки - выкупает. Знаю клиентов, которые подобную операцию проделывают раз в месяц в одни и те же числа.
- Как устроен и работает ломбард? Что туда приносят?
- Несут в основном золото, украшения. Но принимаем и бытовую технику, оргтехнику, телефоны.
В ломбарде сидит товаровед. Он обучен работе с ювелирными изделиями, умеет оценивать золото, разбирается в драгоценных камнях. Но ориентируется и в технике. Вот принесли, к примеру, тот же принтер. Товаровед проверяет его исправность, затем смотрит его примерную стоимость на Авито и выдает ссуду. Процент, в зависимости от состава залога и суммы, составляет от 0,15 до 0,3% в день.
Товаровед получает достойную зарплату, но и несет материальную ответственность в случае, если неправильно оценил товар.
Не выкупленные в срок товары продаются там же, в ломбарде. Многие приходят сюда за старым золотом или б/у вещами, цена которых ниже, чем в магазине.
У нас сейчас работают два ломбарда, в процессе открытия – еще два.
- Расскажите о маме. Кстати, она одобряет, что вы назвали ломбард ее фамилией?
- Да, как и все, что делает ее сын!
Моя мама, Мария Нахимовна, всю жизнь работала инженером. Мой отец был военным, жили в Таллине. В 90-е годы мама перебралась обратно в Петербург. Кстати, ее 80-летие мы отпраздновали тут, в ресторане «Лехаим» при Синагоге.
- А вообще насколько еврейская тема присутствует в вашей жизни?
- Пока что мое еврейство – это нечастые походы в Синагогу. Бывал на Хануке. Меня сюда вытаскивает двоюродный брат – он очень религиозен. Надеюсь, что со временем у меня будет время и возможность больше участвовать в жизни еврейской общины.