По предварительным итогам 2016 года уже стало очевидно, что второй год подряд экспорт швейцарских часов в мире продолжает сокращаться. Причем темпы достижения отрицательных показателей набирают обороты. Так, в 2015 году экспорт уменьшился всего на 0,9% - с 12.640 млн до 12.518 млн швейцарских франков. В 2016 году темпы падения рынка составили уже 11,1%! В этом году экспорт составил всего 11.124 млн швейцарских франков.
Снижение объемов выручки официально подтвердили представители таких элитных брендов, как TAG Heuer, Richemont и Rolex. Например, продажи часов TAG Heuer сократились на 3,2% за первое полугодие 2016 года. Не особо радужные показатели и у таких премиальных производителей, как Ulysse Nardin и Girard-Perregaux. По официальным данным они показывают уверенный рост на 9%, но исключительно за счет продажи ювелирных изделий, а не наручных часов. «Люди покупают швейцарские часы для того, чтобы иметь возможность сказать: «У меня есть швейцарские часы». По всей видимости, это больше не так...» - аналитик Morningstar Пол Суинэнд.
Для швейцарских производителей механических часов этот кризис не является первым, что вселяет оптимизм многим участникам рынка. На рубеже 70-80х годов прошлого века мир переживал «кварцевый кризис», связанный с появлением и ажиотажным ростом популярности часов с батарейкой. Но рынок механических аксессуаров смог оправится и после демонстрировать уверенный рост последние 30 лет.
Нынешний кризис, по мнению экспертного сообщества, имеет несколько причин. Эти причины носят не только технический аспект, связанный с появлением мощного и, самое главное, модного конкурента, но и экономический оттенок.
Но не все рынки демонстрируют отрицательные показатели. Например, Великобритания за последние 2 года значительно увеличила объемы экспорта - на 18,8%. Как это не удивительно, но отгрузки продукции в африканские страны также показывают положительную динамику - за последний год рост составил 11,9%. Не наблюдается паники и на российском рынке. «Часовые бренды Rolex и Patek Philippe уверенно чувствуют себя на российском рынке. Показатель этого — одноименные монобрендовые бутики, открывшиеся в Москве за последние годы», — сообщили в пресс-службе компании Mercury. Речь идет об открытии бутика Rolex в 2016 году и Patek Philippe в 2013 году.
Если в целом самое большое падение спроса наблюдается на модели из драгоценных металлов и инкрустированные бриллиантами (-31,4% за год), то в России все наоборот - продажи только увеличиваются. Это связано и с увеличившимся поток туристов (особенно из Китая) и валютной политикой швейцарских производителей на российском рынке. «В этом году особенно увеличился спрос на модели Rolex из драгоценных металлов. В часовой линейке Patek Philippe стали пользоваться популярностью мужские часы со сложными функциями, а в женских коллекциях — модели, инкрустированные бриллиантами» - уверяют в Mercury.
Смотрите также: лучшие ломбарды Москвы рейтинг