Роман с камнем – Ломбарды.рф

Роман с камнем

20.09.2018

Белорусский изумруд. Звучит диковинно и гордо. Особенно когда знаешь, что самоцвет владычества и богатства, выросший в лаборатории наук, очень высокого качества. О силе искусственных камней корреспонденту «Рэспублікі» рассказал руководитель лаборатории физики сверхпроводящих материалов Научно-практического центра Национальной академии наук по материаловедению Андрей Солдатов.

Конкуренция с природой

Окраска и чистота — по этим и другим характеристикам искусственный изумруд, который получают в центре за четыре месяца, не уступает натуральному, что формируется в природе тысячи лет. Андрей Геннадьевич раскладывает передо мной коллекцию. В ячейках — чистые ограненные кристаллы. Классические и фантазийные формы разного размера нежно передают сложный цвет камня. 

Мой собеседник достает из сейфа кристалл в пятьдесят карат. Легкий холодный самоцвет играет ломаными гранями. 

Зеленый — основной цвет изумруда. Вторичных два — желтый и синий. Они выполняют роль оттенка. Вторичный желтый оттенок делает цвет изумруда теплым, а синий, напротив, придает ему холодность. Оба оттенка в различной степени дополняют основной цвет камня. Белорусский изумруд скорее холодный. 

Прозрачность — еще один показатель качества. Вглядываюсь в кристалл, который у меня на ладони, и вижу в нем небольшие червоточинки. 

— А как же чистота камня? 

— Это дефекты роста, — поясняет Андрей Геннадьевич и показывает еще образцы с темными прожилками. — Тридцать процентов заказчиков просят именно такие кристаллы, мол, чтобы выглядели натуральнее, хотя достоинство этого камня как раз в прозрачности. 

По наблюдениям Андрея Солдатова, изумруд — камень женщин среднего возраста. Именно эта категория обращается чаще всего. Его приобретают для ювелирных целей: вставить в сережки, кольца. Покупатели из нашей страны, России, Индии. Ученый вспоминает клиента из далекой Колумбии, где, кстати, немало собственных изумрудных месторождений. Тот пожаловался: стоило показать на родине наш камень специалистам, как там в итоге вскоре специальным законом полностью запретили ввоз искусственных изумрудов. Испугались, что выращенные камни могут погубить отрасль, которая в экономике страны занимает весьма солидную позицию.

Семь камешков

Зарождаются кристаллы в расплаве наподобие вишневого варенья. 

— Куски берилла помещают в пластиковый стакан с растворителем, — рассказывает Андрей Геннадьевич. — Берилл светло-зеленый — с Урала. Иногда покупаем в Китае. Это все перемешивается и доводится до температуры выше тысячи градусов. Получается бордовый раствор, напоминающий варенье. Далее надо найти точку насыщения, когда помещается маленький кристаллик. Затем по специальной технологии температура медленно снижается в течение 3—4 месяцев. Кристалл растет. Когда температура снижается, красная спектральная линия исчезает, он становится просто черным, а потом уже образуются зеленые кристаллы. Из одного литра раствора можно получить примерно семь камешков по пятьдесят карат. Берилла изначально берется немного больше. 

Готовый, он потом подвергается отжигу — воздействию температуры при специальных условиях. Происходит перераспределение некоторых частиц. После этого с кристаллом может работать уже огранщик, задавая изумруду форму по желанию заказчика. 

Технология синтеза — выращивание изумруда из высокотемпературного флюса, — которую разработали ученые научно-практического центра, уникальна. Так, в России, например, применяют другой метод — гидротермальный, когда создаются для берилла условия, схожие с природными. Под высоким давлением и при температуре 350—400 градусов начинается окись берилла. При этом на получение кристалла уходит полтора месяца. 

— Если рассмотреть такие образцы под микроскопом, то можно обнаружить мелкие застывшие пузырьки воды. Мы же разрабатывали технологию около четырех лет. Начинали с малюсеньких кристалликов, размером с сахарные песчинки. 

Я держу в руках кристалл, полученный по усовершенствованной схеме. Андрей Геннадьевич выкладывает на стол остатки первого «урожая» белорусского изумруда, чтобы наглядно продемонстрировать разницу. «Первенцы», как стеклышки. 

— Смотрите. Кристаллы плоские, прозрачные, ровные. У них есть маленькие грани. Когда мы изменили ориентацию затравки и начали вырезать их по диагонали, форма конечного кристалла сильно изменилась. Он стал объемный. Из него можно делать ювелирные вставки большой массы, 15—20 карат. 

Изумруд выскользнул у меня из рук. Непривычно держать драгоценность, которую, наряду с алмазом, сапфиром, рубином, относят к самоцветам первого порядка. «Только бы не разбился, — успела мелькнуть в голове мысль, и тут же включилась бухгалтерия:  — Стоимость ограненного самоцвета 60 долларов за карат. Вот покатились по полу пятьдесят карат. Примерно несколько моих зарплат…»

— Целый, — успокоил меня Андрей Геннадьевич. — Разбиться он, конечно, мог бы, но только в случае, если бы удар пришелся на трещинку. А так камень очень трудно повредить. 

Старший научный сотрудник смеется, вспоминая необычного заказчика: 

— Один парень хотел купить самый большой изумруд, какой только у нас есть, но денег у него не хватало. Купил поменьше, но с тех пор периодически звонит и спрашивает: «Как там у вас дела? Я коплю средства». Успокаиваю его: если захочет, в любом случае сделаем для него самый большой, какой только он пожелает. 

«Овал», «груша», «капелька»

Специалисты центра разрабатывают еще одну технологию. На этот раз хотят получить биксбит — редчайший красный берилл, максимально приближенный к естественному. Сегодня его можно получить только лабораторным путем.

— Было одно месторождение на юге США, но его закрыли из-за нерентабельности. Аналог научились делать у нас, в России, Украине. Но цветоопределяющие вещества там отличные от формулы цвета натурального камня. Мы же хотим добиться полного совпадения. Технология получения размера у нас есть. Осталось добиться розоватого оттенка. 

Игра кристалла — это дело огранщика. Александр Лапицкий любит работать с причудливой формой. В плену приспособления для работы с алмазом Александр держит крохотное изумрудное «сердце». В идеале его очертания должны напоминать линию женской груди. 

— Инструмент позволяет настроиться на микрон в нужном направлении. «Сердце» — самая трудоемкая работа. На его огранку уходит до шести часов. 

«Овал», «груша», «капелька», «принцесса» — эти формы для огранщика привычны. На столе лежат ограненные пока из стекла «рыбка», «будда». Александр овладевает новой формой. Вот-вот опробует ее на изумруде. 

— Я работаю и с натуральным изумрудом. Камень высокого качества достать сложно, и это будет огромная цена. Поэтому могу сказать, что синтетический камень, который производят в научно-практическом центре, — доступная и достойная альтернатива натуральному. 

Говорят, у изумруда особая энергетика. Мол, камень мудреца и человека с холодным сердцем. 

«Вы в это верите? — огранщик бесстрастным взглядом пробегает по образцам. Мгновение — и глаза блестят, как грани самоцвета. — Не знаю, но зависимость от изумруда — как от алкоголя. Не могу жить без этого». 

Может, изумруд и камень человека с холодным сердцем, но холодным он точно никого не оставляет.

Источник: sb.by

Читайте также
Новости
19.09.2018
Не только Фаберже. Российский ювелир покоряет мировые бренды
Работы Ильгиза Фазулзянова, художника из небольшого города под Казанью, можно увидеть не только на аукционах Christie's и Bonham's, но и в Музеях Московского Кремля. Со времен Карла Фаберже такой чести не удостаивался ни один ювелир. Обладатель множества международных наград, он единственный, кто дважды получил "ювелирного Оскара" — Гран-при International Jewellery Design Excellence Award. Художник рассказал РИА Новости, как покорил Запад и почему предпочитает традиции современным технологиям.
Новости
19.09.2018
Лучшие ювелирные заводы России: обзор, особенности и интересные факты
Ювелирной называют отрасль промышленности, включающую в себя предприятия, специализирующиеся на изготовлении и продаже изделий из благородных металлов и драгоценных камней. Заводов, осуществляющих подобную деятельность, в России сегодня имеется порядка 5 тыс. При этом лидирующие позиции на ювелирном рынке РФ занимают Южный и Центральный федеральные округа.
Новости
19.09.2018
Компания группы «Первый ювелирный» начала размещение дебютного облигационного займа
ООО «ПЮДМ» (трейдинговое направление на рынке металлов группы компаний «Первый ювелирный») 30 мая начинает размещение дебютного облигационного выпуска объемом 190 млн рублей, сообщили в пресс-службе инвестиционно-финансовой компании «Юнисервис Капитал».
Новости
19.09.2018
Минфин предложил контролировать оборот синтетических ювелирных камней
Порядок использования и обращения материалов искусственного происхождения, которые обладают характеристиками драгоценных камней, будет устанавливать правительство. С такой инициативой выступил Минфин.
Новости
19.09.2018
Алиханов о чёрных копателях янтаря: Этим занимаются в том числе этнические преступные группировки
В Калининградской области удалось снизить масштабы незаконной добычи янтаря, однако этим всё ещё занимаются этнические преступные группировки, заявил губернатор Антон Алиханов.
Новости
19.09.2018
Китай снижает импортные пошлины на ювелирные изделия
Поскольку налог на импорт ювелирных изделий в Китае снижен в среднем на 20,7 процента, это дает иностранным брендам дополнительные возможности расширения бизнеса на материковом Китае. Согласно недавнему заявлению  Министерства финансов Китайской Народной Республики, правительство Китая намерено снизить налог на импорт на 18 категорий ювелирных изделий. Закон вступает в силу 1 июля этого года.
Новости
19.09.2018
Янтарный комбинат заплатит в три раза больше за конфискуемую землю
АО «Калининградский янтарный комбинат» придётся заплатить за изымаемый под разработку месторождения янтаря земельный участок в три раза больше, чем планировалось.
Новости
19.09.2018
Юрист банкротит «Алтайский ювелирный завод имени Демидова»
На «Алтайском ювелирном заводе им. Демидова» ввели процедуру наблюдения. Обанкротить компанию намерена юрист Елена Гамаюнова. Ей предприятие должно почти полмиллиона рублей, следует из материалов Арбитражного суда Алтайского края.